22 ноября
Загрузить еще

Борьба продолжается: СНБО возьмется за конвертационные центры

Борьба продолжается: СНБО возьмется за конвертационные центры
Фото: Київська міська прокуратура

Новый враг

Похоже, что бороться с контрабандой и уклонением от уплаты налогов власть решила при помощи Совета национальной безопасности и обороны. Утвердить новые ограничения против контрабандистов и владельцев конвертационных центров на очередном заседании СНБО планировали еще в прошлую пятницу. Заседание перенесли, но вопрос остался открытым. И если про контрабандистов мы уже писали, то стоит все же разобраться, что же такое эти самые конвертационные центры и почему с ними надо бороться.

- К санкциям СНБО также стоит приготовиться бенефициарам конвертационных центров. По оценкам экспертов Института социально-экономической трансформации, годовой объем средств, которые проходят через так называемые "конверты", составляет около 60 млрд грн, а Государственный бюджет ежегодно вследствие их работы теряет не менее 18 млрд грн", - сообщает "Зеркало недели".

Издание подчеркивает, что "работа конвертационных центров невозможна без участия сотрудников налоговой службы, и обычно, как и контрабанда, "контролируется" всеми силовиками от Нацполиции до СБУ".

Как это работает

Когда говорят о конвертационных центрах, то в голове возникает картинка о какой-то конторе, где перекладывают деньги из одного конверта в другой. На самом деле все происходит виртуально, и сам конвертационный центр может не иметь помещения.

Чаще всего, когда говорят о схемах уклонения от уплаты налогов через "конверт" (так ласково называют схемы конвертационных центров), речь идет о так называемых налоговых "скрутках". "Скрутка" - это уменьшение налогового обязательства по уплате НДС, начисленного по продаже бизнесом одного товара, благодаря налоговому кредиту, полученному при покупке другого.

Как это работает? Организаторы конвертационного центра создают сотни фирм-пустышек, которые могут закрыться после проведения фиктивных операций. Вся схема основана на так называемом налоговом кредите.

Налоговый кредит по НДС – это сумма, на которую уменьшается налоговое обязательство по НДС за отчетный период. Образуется она как сумма уже уплаченного компанией НДС при покупке ею товаров, работ или услуг для своей предпринимательской деятельности. 

Например, компания купила товары на сумму 180 000 грн с НДС и продала их в том же периоде, выручив 300 000 грн с НДС. То есть компания должна уплатить НДС с 300 тысяч гривен – это 50 тысяч грн. В то же время она купила товар с НДС на 180 тысяч грн, и с этой суммы 30 тысяч грн НДС уже уплачено. 30 тысяч грн - это будет тот самый налоговый кредит. То есть компания должна уплатить государству 50 000 - 30 000 = 20 000 грн.

Но если фиктивно увеличить сумму закупаемой продукции, с которой уже якобы был уплачен НДС, то можно минимизировать уплату налога. А некоторые и вовсе умудряются сделать так, что государство им остается должно. Наиболее распространенная схема - когда предприятие продает другому не товар, а документы на импортный НДС, уплаченный на таможне, а ввозимую продукцию продает на рынке или через мелкие магазинчики за наличные. То есть товар оказывается продан дважды – один раз за наличку, а второй – виртуально по документам.

Кстати, "скрутками" эта схема называется потому, что в одной сделке может фигурировать совершенно разный товар. Например, в документах на импортный НДС были указаны яблоки, а предоставила их фирма, которая торгует деревообрабатывающими станками. То есть при должной сноровке и покровительстве налоговиков можно и из яблок сделать станок. Например, указав, что яблоня – это же дерево, а значит, имеет какое-то отношение к деревообрабатывающей промышленности. Хотя чаще все-таки "скрутчики" объединяют товары, которые имеют схожие коды, и выявить такие схемы не всегда получается. Делается это через подставные фирмы.

В прошлом году бывший министр финансов, советник главы Офиса президента Украины Игорь Уманский заявил, что в мае 2020 года так называемые скрутки с НДС составили 1,9 млрд гривен.

Победить эти схемы у новой власти, как и всех предыдущих правителей, пока не получается. Еще в 2017 году для борьбы с подобными схемами в Украине ввели автоматизированную процедуру блокировки сомнительных налоговых накладных. Правда, и эта автоматическая система, которая должна была бы победить обнал и скрутки, зачастую дает сбои. Бывает, что система блокирует налоговые накладные честного бизнеса. Из-за этого, например, страдают аграрии. Им изначально платят 80% от цены продукции, а еще 20% только после того, как налоговая зарегистрирует и признает законной налоговую накладную. Иногда это затягивается на несколько месяцев.

Один из конвертационных центров, которые раскрыла столичная прокуратура. Тогда, в октябре, 2020 в этом центре было изъято 36 миллионов гривен налички. Фото: Київська міська прокуратура

Можно ли победить "конверты"?

Эксперты по-разному видят выход из данной ситуации. Некоторые говорят, что надо ужесточать законодательство в сфере уклонения от уплаты налогов, которое у нас часто проходит под грифом "незаконная предпринимательская деятельность". Тогда как во многих странах это тяжелое преступление, за которое предусмотрены реальные сроки заключения. Например, знаменитого гангстера Аль-Капоне удалось посадить не за его мафиозную деятельность – убийства, грабежи и прочее, а только за неуплату налогов.

Владимир Зеленский решил пойти по пути персональных санкций. Даст ли это какой-то толк? Верится слабо.  Ведь если не менять систему, то свято место не будет оставаться пустым. Если спрос на схемы оптимизации налогов есть, то кто-то такие незаконные услуги обязательно продолжит предоставлять.

- В истории Украины не было ни одного периода, в отношении которого можно сказать – тогда "схем" не было, - говорит экономист Алексей Кущ. - Они были при каденции любого министра финансов. И если исходить из критерия наличия "схем", то это повод для увольнения любого чиновника: вчера, сегодня и завтра.

По словам экономиста, избавиться от "схем" можно только системно, полностью изменив подход к начислению и администрированию НДС. Поэтому никакие тактические шаги не принесут успеха.

- Оценивать по тактическим успехам можно лишь главу налоговой, который работает в условиях несовершенной законодательной системы, - говорит экономист. – А власть в целом нужно оценивать за качество стратегии. У нас же все делается с точностью до наоборот. Власть оценивают за тактику, а конкретных чиновников ругают за стратегию и меняют, когда они ничего не могут сделать в нынешних условиях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Биткоины в декларациях: инвестиционная удача или спасательный круг коррупционера

Новости по теме: Санкции СНБО Налоги