Загрузить еще

Почему инвесторы не спешат в Украину: мнения экономистов

Почему инвесторы не спешат в Украину: мнения экономистов
Фото: REUTERS

Денег нет, ищем виноватых

Сколько украинская экономика себя помнит - ей все время нужны деньги. Так что инвестиции, которых по-прежнему нет, - это для нас больная тема.

Надо сказать, что самые высокие чиновники настолько искренне недоумевают, почему никто не торопится вкладываться в Украину, что их актерскому мастерству можно аплодировать стоя. А какие причины называют - заслушаться можно!

Итак,  на днях Владимир Зеленский в очередной раз заявил, что Украина является инвестиционно привлекательной страной. А в том, что к нам не идут инвестиции, виноваты некоторые страны и иностранные компании, недовольные тем, что в Украине дешевая рабочая сила. Такую "свежую мысль" президент высказал в эфире ток-шоу "Право на владу" 26 августа.

- Из-за разной антирекламы Украины, и в этом заинтересовано много стран, много иностранного бизнеса, чтобы мы не выходили, потому что мы тут очень "дешевые" люди, - крайне сумбурно пояснил президент свое видение проблемы. - Наши айтишники - они сырье делают, и прекрасно, пусть они не будут отдельными субъектами. Все это геополитика, бизнес-политика. Но вся эта привлекательность у нас из-за антирекламы инвестиционной, она упала. И сегодня не потому, что мы говорим - классно прошли дни Независимости - но 46 стран показали им. Таких шагов должно быть много, тогда инвестиции будут приходить.

Несмотря на то что данный спич сильно походит на "поток сознания", очевидно, что украинского президента не оставило равнодушным заявление эстонской коллеги. Напомним, что президент Эстонии Керсти Кальюлайд прямо сказала, что не может посоветовать эстонцам инвестировать в Украину

"Дешевая рабочая сила" давно никого не интересует

Отметим сразу: на то, чтобы дать своим соотечественникам столь жесткий совет, у президента Эстонии были весьма веские причины, о которых мы писали здесь.

Но каким боком ко всему этому "дешевая рабочая сила", которая по какой-то неведомой причине не дает покоя нашим президентам? В свое время Петр Порошенко говорил о том, что это - наше конкурентное преимущество, и выгреб от экономистов по полной программе. Зеленский решил пойти другим путем, отметив, что она мешает инвесторам, и… тоже попал пальцем в небо.

Аналитик Алексей Кущ поясняет: дело в том, что сегодня стоимость рабочей силы вообще не рассматривается как базовый фактор конкурентоспособности. Дешевая рабочая сила была актуальна в 80-е, когда на предприятиях было много низкоквалифицированного труда. Сегодня в условиях автоматизации и роботизации, когда один высококвалифицированный сотрудник заменяет 10 низкоквалифицированных, говорить о дешевой рабочей силе означает цитировать запыленные конспекты 80-90-х годов.

По словам эксперта, в наше время потенциального инвестора интересуют совсем другие факторы: емкость внутреннего рынка и его защищенность от демпингового импорта, работающие программы поддержки экспорта, качество инфраструктуры и качественный человеческий капитал.

- Инвесторам нужна не дешевая, а качественная рабочая сила - обученная, квалифицированная и здоровая, - поясняет Алексей Кущ. - И для того, чтобы иметь такой качественный человеческий капитал, страна должна вкладывать деньги в образование, медицину и науку.

Кроме всего прочего, говорит эксперт, в Украине нет дешевой рабочей силы. Зарплаты квалифицированных специалистов в нашей стране вполне сопоставимы с зарплатами в Польше или Венгрии. Другое дело, что у нас есть низкооплачиваемые рабочие места, трудовая бедность, но все это не интересует потенциальных инвесторов - это должно интересовать государство.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко соглашается: рабочая сила у нас совсем не дешевая.

- Возможно, наш президент Зеленский не знает, что стоимость рабочей силы определяется не только размером зарплаты, но и производительностью труда, - говорит Охрименко. - А производительность у нас настолько низкая, что зарплаты для нее слишком высоки.

За инвестиции надо бороться

Эксперты говорят, что "прозрение" Зеленского по поводу того, что нам никто не собирается расчищать "место под солнцем", по меньшей мере выглядит смешно и говорит либо о большой наивности нашего президента, либо о его недалекости.

- То, что только на третий год президентства Зеленский начинает осознавать, что за инвестиции нужно бороться, выглядит достаточно печально, - говорит Алексей Кущ. - Странно, что никто из советников ему не рассказал о том, что все страны мира являются жесткими конкурентами за рынки сбыта и инвестиции. Это именно те факторы, в борьбе за которые государства "пожирают" друг друга. В глобальной торговле не могут выиграть все.

По словам эксперта, Европе не нужна сильная Украина, ей это экономически невыгодно. Украина с населением 50 млн человек и ВВП на душу населения 10-15 тыс. долларов - это страшный сон польского премьера. Ведь это будет означать, что экономика начнет работать эффективнее, украинцы станут богаче, перестанут ездить в Польшу, соответственно, не будут создавать там дополнительный ВВП и платить налоги в польский бюджет, а, кроме того, часть инвестиций, которые могли бы пойти в Польшу, перетекут в Украину. То есть, говоря проще, если украинец станет богаче, то поляк станет беднее.

- Если говорить о мировой экономике как о пищевой цепочке, то Украина в ней уже опустилась до уровня кузнечика, которого можно "склевать" за один день, хотя еще 10-15 лет назад мы были на уровне зебры или антилопы, - приводит образное сравнение Кущ. - И дорасти до хищников нам просто не дадут. Теория о том, что мы должны быть сильными, чтобы нас захотели принять в ЕС, в корне ошибочна - Европе не нужны сильные конкуренты. Именно поэтому зарубежные чиновники в своих спичах постоянно упоминают Украину в компании с Грузией и Молдовой. При всем уважении к этим странам потенциал Украины гораздо выше, чем потенциал этих стран вместе взятых, но нас искусственно сбивают на их уровень, ставя межу нами знак равенства.

А зачем они нам вообще?

По словам аналитика Даниила Монина, если не считать кризиса 2020-го, то инвестиции у нас примерно на уровне докризисных лет. В этом году ожидается иностранных инвестиций около 4 млрд долларов, но это очень мало, что можно увидеть, даже сравнив эту сумму с перечислениями заробитчан 13 млрд долларов.

- Чтобы к нам пришли деньги, нужно создавать конкурентные условия для их притока - о свободных экономических зонах, дерегуляции, бонусах инвесторам, снижении налогов эксперты говорят не первый год, - отмечает Монин. - Кстати, мы непонятно, зачем копируем европейскую налоговую систему, в то время как надо действовать по-другому. Например, отменить НДС, компенсировав его налогом с розничных продаж.

Александр Охрименко напоминает, что у нас инвестиции резко сократились в 2020 году, и основная причина - бессмысленный карантин.

- В 2019 году, когда не было карантина, украинские инвестиции в экономику составили более 1,2 трлн грн, а в 2020-м - около 0,5 трлн грн, - приводит цифры эксперт. Так что проблема не столько в отсутствии инвестиций, сколько в непродуманных решениях.

Более того, по мнению Охрименко, нам вообще не нужны деньги зарубежных инвесторов. У нас своих инвесторов более чем достаточно, главное - им не мешать.

Аналитик TeleTrade Сергей Родлер отмечает: инвесторы приходят туда, где видят потенциал. Но, к сожалению, потенциала страны сейчас не видят даже сами украинцы: различные опросы показывают, что порядка трети украинцев готовы уехать из страны и не видят здесь будущего для своих детей.

- Чтобы привлечь внимание инвесторов, надо работать - одних разговоров мало, - отметил Родлер в комментарии "КП в Украине". - Конечно, идея прийти в "голую" страну, занять перспективную нишу и пользоваться преимуществами первопроходца звучит достаточно интригующе, но, видимо, все же недостаточно привлекательно.

Эксперт поясняет: в стране, которая хочет привлечь зарубежные деньги, должна быть инфраструктура, которая позволит развивать проекты. Например, в Tesla выбрали Германию для строительства нового завода не просто так. В стране уже налажены все процессы создания автомобилей, а ведь это, грубо говоря, огромное количество фирм, создающих какую-то одну деталь, которая затем встраивается в глобальный производственный процесс. Иными словами, говорит Родлер, в компании понимают, что смогут обеспечить бесперебойную работу своего завода, да еще и вблизи производителей комплектующих. И это перебивает все минусы, связанные с сильной регуляцией и высокими зарплатами в Германии. Примерно по этой же причине ранее был выбран Китай.

- А для какого производства сейчас готовы предложить инфраструктуру в Украине? - задается вопросом эксперт. - Есть две рабочие сферы: сельское хозяйство и металлургия, и обе, мягко говоря, не самые технологичные. Инвесторы понимают, что им придется либо выстраивать всю отрасль буквально с нуля, либо нести транспортные издержки и мириться с рисками, связанными с нехваткой комплектующих. Более того, даже если возникает интерес в той или иной сфере, довести его до логического завершения не получается. Достаточно вспомнить историю с Мотор Сич. Складывается ощущение, что у правительства есть какой-то хитрый план и оно намеренно саботирует проекты, имеющие реальные шансы на успех.

- Инвестиции стране нужны только в том случае, если она создала предпосылки для большого толчка, на этапе которого происходит резкий взлет ВВП - в 3-5 раз за 10 лет, - говорит Алексей Кущ. - А достигается такой взлет за счет кумулятивного эффекта государственных инвестиций, частных инвестиций и инфляционно-монетарной политики. Это, можно сказать, три двигателя, на которых взлетит "ракета", в качестве которой выступает модель социально-экономического развития. И вот инвесторы, выступающие одним из двигателей, говорят: хорошо, мы готовы помочь, только покажите, что должно взлететь. А мы им вместо ракеты показываем груду металлолома и говорим: вы пока дайте топливо, а мы будем из этой кучи лепить ракету.

То есть, резюмировал эксперт, инвесторы к нам не приходят не потому, что у нас дешевая рабочая сила, и не потому, что кто-то создает нам какой-то не такой имидж, а потому, что им банально некуда приходить. Нет точки входа - и в этом все дело.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

От купоно-карбованцев до минималки в 6 тысяч: календарь экономических событий за 30 лет