Загрузить еще

Идентификация пенсионера: испытано на себе

Идентификация пенсионера: испытано на себе
Фото: pexels.com

Пройти идентификацию с нашим ПФУ – это задача со многими звездочками. И подавляющему большинству пенсионеров, к сожалению, без помощи не обойтись. Автор этой статьи потратила на помощь маме-пенсионерке несколько часов, но все, что удалось сделать – это лишь подать заявление на идентификацию с помощью видеоконференцсвязи. И только через неделю пришло понимание, что идентификация таки была пройдена.

С чего начать процесс идентификации и как не потратить последние нервные клетки? Об этом – в материале Коротко про.

«Это ад, который продолжается по кругу»

Как уже неоднократно писали, до 31 декабря каждого календарного года идентификацию должны пройти пенсионеры и получатели страховых выплат, проживающие на временно оккупированных территориях или временно находящиеся за пределами Украины.

Все знакомые, которые помогали пройти идентификацию родителям или бабушкам-дедушкам, говорят, что это ад. Когда начинаешь разбираться со всеми инструкциями, видишь, что система какая-то бесчеловечная: написано все непонятно, пожилые люди физически не могут разобраться с теми инструкциями, подтвердить личность в "Дії" – это особый квест. А самое главное в том, что когда все действия пройдены, нет уведомления, произошла та идентификация или нет. Люди на грани нервного срыва пробуют еще и еще, сайт зависает, ничего не работает – и так по кругу.

Когда знакомая, которая находится в Литве с бабушкой под 90 лет, позвонила по телефону на горячую линию и сказала, что они не могут идентифицироваться, ей предложили… приехать в Украину.

– Не нужно ехать в ваш Харьков, – сказала добрая работница горячей линии. – Просто пересечь границу, зайдите в любое отделение ПФУ, покажите паспорт и можете ехать обратно.

«Просто пересечь границу с 90-летней бабушкой, которая уже на улицу выходит раз в месяц, показать паспорт и возвращаться назад?! Сколько на это нужно потратить денег, времени и усилий?» - у знакомой не было ни одного цензурного слова, чтобы прокомментировать такой «правильный совет».

С чего начать: присутствие самого пенсионера не обязательно

Я прошла онлайн-идентификацию вместе с мамой и сейчас попробую простыми словами объяснить, с чего начать и что делать вообще не нужно.

Если лично посетить сервисный центр ПФУ, уполномоченный банк или зарубежное дипломатическое учреждение Украины – это не ваши варианты, начните с подачи заявления на идентификацию в режиме видеоконференцсвязи. Это самое простое, что можно сделать.

Для этого перейдите на страницу ПФУ, в верхней части экрана выберите вкладку «Идентификация в режиме видеоконференции» и нажмите на нее.

Если регистрируетесь на сайте ПФУ, нужно зайти в раздел «Заявление на идентификацию по видеосвязи». Авторизоваться не нужно! Скриншот

Если регистрируетесь на сайте ПФУ, нужно зайти в раздел «Заявление на идентификацию по видеосвязи». Авторизоваться не нужно! Скриншот

ВНИМАНИЕ! Регистрироваться или давить на кнопку «Вход» не нужно!

В появившейся на экране форме заполните все поля, отмеченные звездочкой. Следуйте указаниям на экране. Здесь все несложно – нужно только:

  • заполнить личные данные (ФИО);
  • данные документа, удостоверяющего личность (его можно выбрать в выпадающем окошечке);
  • указать адрес электронной почты и телефонный номер для получения обратного контакта от специалистов ПФУ;
  • из выпадающего списка следует выбрать один из предложенных каналов для проведения видеоидентификации: Google Meet, Signal, Skype, Telegram, Viber, WhatsApp, Zoom.

Есть опция для тех, кому необходим переводчик жестового языка, физическое сопровождение персонального ассистента или помощника и т.д. Документы можно не прикреплять – это по желанию.

Заполните все окошечки. Обратите внимание, у некоторых есть выпадающий список. Скриншот

Заполните все окошечки. Обратите внимание, у некоторых есть выпадающий список. Скриншот

После того как все заполнено, согласитесь на передачу данных и нажмите «Подать заявление».

После того, как вы нажали все необходимые поля, сайт ПФУ может выдать и такую ​​надпись. Не бойтесь. Это не ваша вина, а сайта. Попытайтесь позже. Скришот

После того, как вы нажали все необходимые поля, сайт ПФУ может выдать и такую ​​надпись. Не бойтесь. Это не ваша вина, а сайта. Попытайтесь позже. Скришот

Бесспорным плюсом данного способа является то, что все это можно сделать без участия вашего пенсионера, сохранить ему кучу нервов и, возможно, годы жизни. Еще один плюс – скорость: заполнение анкеты требует всего несколько минут.

Также подать заявление на идентификацию в режиме видеоконференцсвязи можно через контакт-центр ПФУ, позвонив по телефонам: 0 800 503 753, (044) 281-08-70, (044) 281-08-71.

Главный минус состоит в том, что обратной связи после подачи заявления следует ожидать не менее 10 рабочих дней. Но может быть и месяц. Потом еще некоторое время придется ждать самой видеоконференции. То есть до «времени Ч» (31 декабря) можно не успеть, поэтому переходим к плану «Б», который, к сожалению, простым не будет.

Успех! Регистрация прошли. Теперь нужно дождаться собственно самой видеоконференции. Скриншот

Успех! Регистрация прошли. Теперь нужно дождаться собственно самой видеоконференции. Скриншот

Идентификация через «Дію»

Теоретически онлайн-идентификация через "Дія. Підпис" является самым быстрым способом верификации для получателей пенсий и страховых выплат. На практике может произойти по-разному.

Для выполнения этой работы нам понадобится смартфон с установленными приложениями «Дія» и банка для авторизации (у нас это – Приват24), и интернет с хорошим сигналом. Если сигнал плохой – даже не начинайте.

Шаг 1. Войдите в "Дію". Удобнее всего это сделать через BankID – авторизироваться через Приват24 (или другой банк, который у вас привязан к "Дії"). Если у вас нет учетной записи в "Дії", ее можно сделать именно с помощью, например, Приват24.

Шаг 2. Подготовьте "Дію". В правом нижнем углу нажмите «Меню» и выберите «Дія. Підпис». Если функция не включена, включите.

Шаг 3. Зайдите на сайт https://portal.pfu.gov.ua/и нажмите кнопку «Вход». Выберите опцию «Дія. Підпис» и нажмите «Получить код входа».

Шаг 4. Подтвердите авторизацию действия. Для этого вам нужно будет просканировать QR-код (сканер в приложении "Дія" находится на странице "Лента").

Семь кругов ада на опознании

Авторизация происходит через подтверждение личности: «Дія» проверяет лицо. И вот здесь начинаются большие нервы. На экране смартфона появляются указания: подвинуть смартфон поближе, моргнуть глазами, улыбнуться и т.д. Человек в очках не идентифицируется, а без очков пожилые люди не видят указания.

Я встала рядом со своей недоидентифицированной мамой так, чтобы видеть все, что написано на экране, и управлять ее действиями, но одновременно самой не попадать в камеру. Ни на первый, ни на второй, ни на третий раз у нас ничего не получилось. Мама хлопала глазами так, что они чуть не выпали, но «Дії» все было не так.

Говорят, что на этом этапе реакции людей очень разные. Одни начинают плакать, другие вспоминают всю знакомую и незнакомую ненормативную лексику. Кто-то пьет успокоительное, а кто-то строит планы оторвать руки разработчикам сайта.

Где-то через час мы все же прошли «Дію», чтобы увидеть сообщение на сайте ПФУ:

«Уважаемый пользователь веб-портала!

Веб-портал по техническим причинам временно не работает.

Извините, пожалуйста, за неудобство и попробуйте войти позже».

Попробовали позже.

И еще раз попробовали.

И наконец-то зашли в личный кабинет (к тому времени у мамы уже дергались оба глаза), но среди сервисов ПФУ я не нашла ничего, чтобы пройти идентификацию. Я прочесала сайт Пенсионного фонда вдоль и поперек – ничего нет! Я даже отсканировала кучу страниц и загрузила их в чат GPT, который посоветовал мне искать раздел «Идентификация получателей пенсий/страховых выплат» и нажать «Пройти идентификацию». Но такой главы на странице в личном кабинете нет и в помине!

К тому же вообще непонятно, зачем маме еще проходить идентификацию в ПФУ, когда она только глазами наморгала на пару лет вперед! И «Дія» не менее пяти раз убедилась, что это действительно она.

GPT мне не поверил, попросил сканы еще нескольких страниц и выдал три варианта возможных путей, где может быть опция идентификации. Ни один путь к успеху не привел. Мы пообщались с чатом еще немного, потом я снова начала поочередно открывать все сервисы на странице ПФУ, пока на экране не появилась надпись:

"Уважаемые пользователи! По техническим причинам возможности веб-портала временно ограничены. Извините за неудобства и попробуйте позже!"

На самом деле все не так, как кажется

Так вот в чем проблема, поняла я. Технические причины!

Это, удивительно, меня немного успокоило, и я, как Скарлетт О'Хара, решила отложить свои поиски и «подумать об этом завтра».

Но завтра были другие дела, потом еще что-то, и вернулась я к этому вопросу только через неделю. Мы разговаривали со знакомой, которая мне сказала странную вещь: ее родителям удалось идентифицироваться в два часа ночи, но когда они зашли на сайт ПФУ, чтобы убедиться, что идентификация действительно состоялась, там было указано совсем другое время. И это было именно то время, когда они делали первые попытки идентификации и думали, что у них ничего не вышло.

И тут я кое-что поняла.

Я зашла на сайт ПФУ в личный кабинет мамы (на этот раз с помощью КЭП - Квалифицированная Электронная Подпись, - потому что «Дію» она бы уже не выдержала), перешла в раздел «Моя идентификация» и увидела, что она прошла идентификацию именно в тот день, когда «Дія» и ПФУ чуть не довели нас до безумия.

И это при том, что в тот день ни на экране, ни в сообщениях не было подтверждения успешного прохождения верификации!

Уверена, что в 80 или 90 лет такой путь без физической помощи и моральной поддержки могут пройти в лучшем случае единицы.

Что это, как не какое-то утонченное издевательство над украинскими пенсионерами? Для кого это сделано и зачем?

Хотелось бы, чтобы эти вопросы не остались риторическими.

Новости по теме: пенсионный фонд пенсия