22 ноября
Загрузить еще

Хроники ресторанных будней часть третья

Хроники ресторанных будней часть третья

В предыдущих публикациях мы писали о том, как наша журналистка легко устроилась в дорогой и популярный ресторан столицы (см. «КП» от 21 и 22 октября). Но, оказалось, работа здесь не сахар. Официанты воруют еду у клиентов. А известные и богатые гости в неформальной обстановке показывают себя не с самой лучшей стороны. 

300 гривен за обед

В раздевалке, куда я отлучилась, чтобы прихорошиться, как раз гладила спецовку невысокая брюнетка со стрижкой каре. Толстый слой косметики не скрывал, а, скорее, подчеркивал множество мелких морщин на ее лице. 

- Меня Алина зовут, - отчеканила женщина. - Учти! Не люблю тех, кто в глаза молчит, а за спиной шепчется.

Уже через пару минут она делилась со мной впечатлениями от клиентки, которую обслуживала.

- Ну это же надо, какая гламурная дура! - возмущалась Алина. - Съела огромную порцию мяса, потом зажевала салатом и потребовала сладкого. Еще и перебирает. И то ей не нравится, и, другое не так. Что мне, ж… ей вылизать, да в придачу плед вынести? Видите ли, замерзла она. Ненавижу!

И Алина отомстила требовательной барышне. Причем таким способом, что последняя ничего не заметила.

- Ритусь, когда приедет творожок на мой стол, ты его далеко не прячь, - попросила она. - Договорились? 

Творог прибыл в стеклянном стакане на длинной ножке. Алина схватила чистую ложку и, жуя, объяснила мне, что и как она провернула:

- К тебе приходит постоянный посетитель, у которого карточка со скидкой. Обычно подобные чеки не проверяют, смотрят только на сумму счета. Клиент, заплативший 300 гривен за обед, твой творожок или салатик за тридцатку даже не заметит. Тебе же - одна лафа. И процент идет, и на чай дают, и подкрепиться можешь.

Безусловно, такая афера - рискованное дело. Счета в ресторане подписывают администраторы. И они не всегда пересматривают заказы всех официантов. Потому, если «попалишься», готовься к штрафу минимум на 20, а то и на все 50 евро. Впрочем, на проделки опытных сотрудников менеджеры чаще всего закрывают глаза.

Почему? Именно из-за того, что клиенты относятся к персоналу, как к людям второго сорта. Мол, прислуга и в Африке прислуга. К чему с ней церемониться? Богачи могут позволить себе просадить в ресторане кругленькую сумму, за которую официант должен пахать несколько месяцев. 

Как же человеку пережечь в себе раздирающие душу обиду и зависть и не уйти с работы, размазав фирменное блюдо о физиономию очередного скандального гостя? Очень просто. Почаще мстить! Только так, чтобы обидчики не догадывались. Если же лишить ребят сомнительного удовольствия, они не продержатся в ресторане и двух месяцев. 

Богдан Ступка ужинал с двумя молодыми девушками 

Как-то утром к нам заглянул известный актер и шоумен Остап Ступка. Он отлично выглядел в желтой футболке и джинсах. Вместе с ним пришли две женщины, одной из которых было лет 35, второй за 60.

- Что заказали? - полюбопытствовала я.

- Негусто, - ответила Юля. - Та, что помоложе, пирожное попросила, а другая со Ступкой кофе пьет. Гривен в 50 уложатся.

- И часто он приходит? - не унималась я.

- Вижу впервые. Кстати, папа его Богдан Ступка как-то с двумя молодыми девушками заглянул поздно вечером. Долго тут развлекался.

Через час звездный клиент попросил счет.

- Ну вот. Как я и говорила: 55 гривен, - Юля недовольно вздохнула.

- А сколько оставил?


Служебный вход элитного ресторана. Глядя на него, сложно поверить, что за этими дверями скрываются роскошные интерьеры.

- Три гривны. Жлоб!

«Политика» официантов в отношении известных людей проста: никого не интересует их личная жизнь, творчество или беседы. Самое главное, чтобы были с деньгами. Если же таковых нет, личность воспринимается ничтожной, пускай еще вчера девушка в переднике плакала над сериалом с этим человеком в главной роли. 

- Да ну их, этих звезд! - отчеканила в курилке Алина. - Звезда или не звезда, все мужики одинаковые. Ненавижу. Знаешь, десять лет назад я окончила компьютерные курсы и мне предложили работу секретарши с окладом 600 гривен. По тем временам баснословные деньги. Но муж уперся: мол, будешь всю жизнь на факсе сидеть! Или боялся, что уйду? Не знаю. Вот только потом мы с ним все равно расстались, а я ничего другого, кроме подноса, не освоила. Теперь так устаю, что еле доползаю до дома. 

Вот тут я ее понимала безоговорочно! За время стажировки я тоже невероятно вымоталась. Ноги болели, как после двухкилометрового забега. По вечерам я с грустью рассматривала свои огрубелые пятки и ярко-красные мозоли на пальцах. При этом денег я по-прежнему не получала. Даже чаевых. Больше всего на свете мне хотелось исчезнуть. Жизнь стала совсем не в радость.

- Это еще ничего, - увещевала меня Юля. - На предыдущем месте работы я руками тараканов из тарелок выбирала! Кроме того, меня заставляли сдавать в общую кассу два процента от чаевых. Настоящая обдираловка! А здесь хоть процент от выторга и чай. Итого больше штуки долларов в месяц. В кассу после смены сдаешь всего тридцать гривен. Если повезет и обслужишь пять столов - вот тебе сотка баксов в кармане. 

- Неужели никогда в минус не попадала?

- Ну почему? Бывает, в ночную потратишься на такси, а «чая» мало даже с трех десятков столов. Но в принципе жить можно.

Вскоре после нашего разговора ко мне подошел официант Сережа. 

- Спасибо тебе, - неожиданно сказал он и положил в карман моей рубашки двадцать гривен. 

Сначала я хотела вернуть деньги, но потом одумалась. Таким образом он мог меня «покупать», чтобы не сдала, что он ворует еду из тарелок. Или коллеги пожалели девушку: мол, вкалывает, а получает кукиш.

Когда я переодевалась, чтобы идти домой, официантка Ира положила на гладильную доску еще пятнадцать гривен.

- Ты молодец, что помогаешь. 

Я лучезарно улыбнулась. Первый мой заработок в ресторане выглядел более чем скромно, тем не менее я получила моральное удовлетворение. Не администрация обо мне думает, так хоть товарищи беспокоятся.

«Если что-то попадет в тарелку клиента, не мои проблемы!»

С самого первого дня работы я ждала, когда меня заставят пройти медкомиссию и потребуют санитарную книжку. Ведь согласно закону все это я должна была сделать еще перед началом испытательного срока. Каково же было мое удивление, когда я поняла, что вышеназванные документы никого здесь не интересуют!


Парадокс: хорошие чаевые от звезд - большая редкость.

- Да не переживай ты так, - объяснили официанты. - Все понимают, что времени на это ни у кого нет. Если успеешь в свой выходной оббегать всех врачей, молодец. А нет, отработаешь и так. Не выгонят.

Я, конечно, слышала, что в дешевых забегаловках не особенно интересуются здоровьем сотрудников, но все-таки была удивлена наплевательским отношением к важному вопросу в ресторане такого уровня. Сюда же приходит весь цвет отечественного бомонда!  

Впрочем, это были еще мелочи. Как оказалось, официанты часто являются на работу простуженными, с кашлем, температурой и насморком. И это вовсе не мешает им обслуживать клиентов!

- Стоишь иногда перед ним, ноги подкашиваются, спазм горло давит, нос полон сама знаешь чего, но терпишь, пока до лифта не добежишь, - признался Сережа. - Там только и прокашляешься!

- А то, что возле лифтов тарелки с едой находятся, а вы рядом сморкаетесь, ничего?

- Главное - не чихнуть на клиента, - рассмеялся парень. - Если же что-то и попадет в его тарелку, не мои проблемы!

Такая ситуация имеет вполне объяснимые причины. В ресторане 28 официантов. В каждую смену выходят 14. Вариант «я заболел и не смогу» не срабатывает. Считается, что тогда ты просто прогулял. Если не нашел замены, отдавай штраф в размере 50 у.е. Так же обстоит дело и с отпуском. Сотрудники, которым хочется поваляться недельку на пляже, вкалывают перед этим две недели подряд.

Я прикинула, что же в таком случае делать мне? Кроме меня, помощников официанта нет. Соответственно поменяться не с кем. Неужели я должна вламывать за полторы тысячи гривен без отпусков и больничных?

И тут меня осенило, почему меня так легко взяли на работу. Никто на подобные условия попросту не соглашался! 

КОМПЕТЕНТНО

Татьяна СТОЛЯРЧУК, заведующая санитарно-гигиеническим отделом санэпидстанции Киева: «Нарушение санитарных норм - это ошибки государственной политики»

- К работе ресторанов у нашей структуры масса требований. Все они регулируются законодательством, в частности так называемыми Санитарными правилами. Имеется ряд пунктов, которые должны выполнять руководители заведений.

- Какие из них самые важные?

- К примеру, правило о температуре подаваемых блюд. Горячее должно быть 75 градусов, а холодные закуски и салаты - не выше 14-ти. Запрещено оставлять приготовленные мясо и супы на следующий день. Сотрудники ресторана должны соблюдать гигиену: коротко стричь ногти, подвязывать волосы, постоянно мыть руки.  

- Как часто проводятся проверки ресторанов в Киеве?

- По закону мы их проверяем дважды в год. Но заранее предупреждаем. 

- То есть если в работе заведения возникли какие-либо нарушения, они могут успеть до вашего появления их скрыть? 

- По сути, да. Но прийти, не предупредив, мы тоже не вправе. В этом и состоит ошибка государственной политики. Никто из чиновников, создающих законы, не задумывается, что из-за них страдают люди!

- Что именно ваша служба проверяет в первую очередь?

- Лично для меня самое важное - это состояние здоровья сотрудников и наличие у них медкнижек. Зачастую, когда беру в руки штатный список и требую показать книжку каждого человека, руководители увиливают: мол, забыл дома, закрыл в кабинете, а ключ пропал.

- Как поступаете в подобных случаях?

- Предупреждаем, штрафуем, обязываем принести нам медкнижки в СЭС. 

- Что делать с теми работниками ресторанов, которые выходят больными?

- Это недочеты их начальников. Они обязаны отпускать людей на больничный. Но, увы, на приватных предприятиях оплачивать бюллетени убыточно. Вот и приходится людям выбирать - либо работать с насморком, заражая посетителей, либо остаться не у дел.

- Можно ли наказать за это руководство?

- Фактически нет, ведь никто не признается, что его заставляют ходить на работу нездоровым. И как клиент, который подхватил инфекцию, докажет, что он заразился именно от чихающего официанта? В общем, просто будьте внимательны и обходите десятой дорогой рестораны, где наплевательски относятся к здоровью персонала. 

БЫЛО ДЕЛО

Охранник Дмитрия Табачника подслушивал официантов

- Ритка, поработай пару часов на втором этаже сегодня, - попросила меня администратор. - Там у ребят гостей навалом.

Я взбежала по лестнице и увидела, что в самом зале народу немного.

- Ну и где ваши крутые посетители? - спрашиваю бармена и сразу опешила, увидев испуганное лицо коллеги и наглый оценивающий взгляд широкоплечего лысого мужчины возле барной стойки.

Сообразив, что это неслучайный гость, я спряталась за лифтом и шепотом спросила у официантки, кто он.

- Охранник Табачника, - так же тихо ответили мне. - Он сам на террасе с кем-то обедает, а его секьюрити шастает по залу, заглядывает едва ли не в каждый угол и подслушивает наши разговоры.

Еще раз глянув на охранника, который, по всей видимости, уже все проверил и теперь спокойно пил сок, я вышла на террасу. Табачник сидел за последним столиком спиной ко мне и, жестикулируя, рассказывал что-то своему собеседнику.

Я медленно убирала с соседнего стола грязные салфетки и косилась в сторону политика. Его стол был накрыт щедро: изысканное мясо, дорогой крем-суп из шампиньонов, салат «Цезарь». К моему приходу гости почти закончили трапезу. Когда тарелки унесли, они развернули на столе большой лист бумаги с проектом какой-то многоэтажки. Склонив головы поближе друг к другу, мужчины тихо спорили, показывая что-то на объекте. В один момент я не выдержала и попробовала подкрасться ближе, но Табачник сразу поднял глаза, в которых звучал вопрос: «Чего надо?» Вспомнив грозного охранника, я улыбнулась и ушла.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Начальник управления КГГА по защите прав потребителей Олег ДУНАЕВСКИЙ: «Приходите в ресторан с калькулятором»

- Обсчитать клиента в ресторане очень просто, если посетители пришли большой компанией и много заказывают. Обычно по окончании трапезы люди расслаблены. Им выносят длинный счет, и они по невнимательности не замечают, что в перечне появились блюда и напитки, которых они не заказывали.  

- Что делать в случае, когда в счете все правильно, а сумма больше ожидавшейся согласно меню?

- Тогда ведите себя, как европейцы. Они всегда требуют меню и считают на калькуляторе. А если у вас есть карточка скидок, обязательно проверьте, внесли ли ее в счет. Зачастую официанты этого не делают и разницу кладут себе в карман. 

- Как наказать ресторан, где вас обманывают?

- Для начала напишите свои претензии в Книге жалоб, а потом обратитесь к нам. Если факт нарушения будет доказан, заведение понесет административную ответственность. 

- А что насчет экономических санкций?

- Они применяются в том случае, если сумма обсчета составляет не менее 725 гривен. Но так бывает крайне редко. 

АНОНС 

В номере за субботу читайте о том, каким негалантным оказался секс-символ украинского телевидения Дивеев-Церковный, как нужно выглядеть, чтобы попасть в дорогой ресторан, и почему Маргариту выгнали с работы, не заплатив ни копейки.