22 ноября
Загрузить еще

Директор Онкологического института им П. А. Герцена в Москве Андрей Каприн: "Любой рак излечим. Если поймать его на 1 - 2-й стадии"

Директор Онкологического института им П. А. Герцена в Москве Андрей Каприн:
Фото: Фото: с сайта mnioi.ru.
Насколько распространены онкологические заболевания, кто в группе риска в первую очередь и какие прорывы в лечении рака произошли за последние годы - об этом мы поговорили с ведущим экспертом.
 
Больных больше, но летальные исходы реже
 
- Многие наши любимые артисты в достаточно молодом возрасте ушли из жизни именно от онкологии. И это, конечно, привлекает к проблеме дополнительное внимание. СМИ постоянно сообщают о сборе средств на лечение детей, страдающих от рака. Люди напуганы: не превратилась ли эта болезнь в самую распространенную?
 
- Больше всего людей в Украине сейчас умирает все же от сердечно-сосудистых заболеваний. Онкология занимает печальное второе место. Украина лидирует среди всех европейских стран по количеству онкобольных. За последние пять лет уровень заболеваемости значительно вырос. Ежегодно рак диагностируют почти у 160 тысяч украинцев, около 1 тысяче детей также ставят этот страшный диагноз. В целом около миллиона соотечественников находятся на учете в онкодиспансерах. Смертность также высокая: около 85 тысяч человек в год. При этом больше всего подвержены опасным заболеваниям жители городов, а не сел. "Лидирует" Киев, далее идут Донецк, Днепропетровск, города на юге. Меньше подвержены онкозаболеваниям жители украинского запада. 
 
- Какие виды онкологии встречаются чаще всего?
 
- По-прежнему чаще онкоболезни диагностируют у мужчин, чем у женщин. Опухоли находят у каждого четвертого украинца (среди женщин - у каждой шестой). Болеют даже очень молодые мужчины. Начиная с восемнадцатилетнего возраста есть угроза развития рака яичка. После тридцати лет  -  появления опухолей  в желудочно-кишечном тракте и в легких.  У молодых женщин новообразования в матке диагностируют начиная с 18 лет, с 30 до 74 лет есть угроза развития рака молочной железы. После 75 лет чаще других видов онкологии и мужчинам, и женщинам ставят диагноз "рак кожи и легких".
 
"Тройное" лечение - самое успешное
 
- Ученые во всем мире бьются над поиском лекарств для борьбы с раком, испытываются новейшие разработки. А что доступно пациентам сейчас?
 
- Прежде всего хочу сказать: сейчас практически любой вид онкологии излечим, если обнаружить болезнь на 1 - 2-й стадии. Именно поэтому так важна ранняя диагностика. Кроме того, сейчас развиваются генетические исследования. Ученые, в том числе специалисты нашего института, ведут работы по определению генетических мутаций - такие анализы позволяют определить высокую степень предрасположенности или поймать рак в самом начале.
 
- Хорошо, допустим, поймали. Лечить-то умеем?
 
- Умеем. Как показала практика, самые большие шансы на успех дает комплексный подход, когда 
 
с пациентом работает команда из трех врачей: химиотерапевт, радиолог и хирург. Как правило, человеку требуются все три метода: надежнее всего хирургическое удаление новообразования, а до или 
 
после операции активность опухоли гасят с помощью облучения и лекарств. 
Инфографика: Дмитрий ПОЛУХИН.
 
Спасительный кибернож  
 
- В прошлом году у всех на слуху была операция Анджелины Джоли, которая удалила часть груди из-за высокого риска рака. Насколько велики шансы спасти человека, не удаляя орган?
 
- Все зависит от вида онкологического заболевания и его стадии. Сейчас, например, мы уже делаем органосохраняющие операции при раке шейки матки начальных стадий. Раньше это был приговор, особенно для нерожавших женщин: матку удаляли, и они уже никогда не могли иметь детей. Сегодня орган можно сохранить.
 
- Какие еще прорывы есть в лечении онкологии?
 
- Появилось новейшее оборудование, например, кибернож. Это уникальный аппарат для лучевой терапии: пучок излучения концентрируется так, что может добраться в самые труднодоступные места, действует точечно и минимально повреждает окружающие органы и ткани. Именно такое побочное действие всегда было одной из главных проблем лучевой терапии, особенно когда речь идет об опухолях вблизи жизненно важных органов - сердца, мозга. 
 
В ТЕМУ
 
Болезнь питается нашими страхами Андрей Дмитриевич поделился мыслями, почему же опухоли зачастую выявляются так поздно:  "Пару лет назад с коллегами проводили внутреннюю диспансеризацию сотрудников в одной из городских больниц Москвы.
 
Так вот среди медработников было обнаружено три случая рака груди и два случая рака легкого. Внезапно. Люди - медики, между прочим, - о диагнозах не подозревали.
 
Спрашиваем, а вы раньше как-то обследовались?  Кому-то всегда некогда, кому-то лень. В общем, откладываем до последнего.  Масса случаев, когда женщины впервые приходят на прием уже с 4-й стадией рака груди... Парадокс: страх узнать, что у тебя может быть рак, сильнее, чем риск от него умереть. С одной стороны, мы боимся рака больше всех хворей вместе взятых. С другой - думаем, это может случиться с кем угодно, только не со мной. Но рак не какой-то монстр с Марса, а просто болезнь. Да, тяжелая, но поддающаяся лечению. Даже в случаях, когда человека нельзя вылечить, можно добиться, чтобы его качество жизни было достойным, максимально продлить жизнь".