22 ноября
Загрузить еще

Куда подевались лекарства из аптек?

Куда подевались лекарства из аптек?
Фото: Аптеки не опустели, но найти в них многие популярные лекарства стало сложнее. Фото: Анатолий ЖДАНОВ.
Оставшиеся пилюли и микстуры разметают, несмотря на повышение цен, а перерегистрацию, из-за которой многие препараты снимают с продажи почти на год, решили в такой ситуации отменить.
 
"Нужного вам средства нет", "Таблетки снимают с продажи" -  так пугают пациентов в аптеках последние две недели. Люди строят догадки - одна страшнее другой - и закупают привычные препараты впрок.
 
"Комсомолка" разбиралась, куда же исчезают с прилавков хорошо всем знакомые капли и таблетки?
 
1. Разобрали после шумихи с налогами
 
Мама Нади Краснорудской сбилась с ног: в поисках препарата для лечения хронического гайморита, но его нет в продаже. 
 
- Жена страдает аллергией. Весной всегда закупали препараты против болезни в таком количестве, чтобы хватило до осени, - рассказывает житель столицы Алексей. - Но вчера популярного антигистаминного средства удалось купить только одну упаковку - в аптеке сказали, что лекарства закончились. Даже отечественный аналог пришлось брать в единственном экземпляре. Больше нет. Та же история повторилась, когда для себя попытался приобрести таблетки при воспалении суставов с диклофенаком в составе. 
 
По словам фармацевта Евгении Негоды, запасы иностранных препаратов во многих аптечных сетях закончились, а с новыми - перебои. Кстати, из всех лекарств, которые в нашей стране продают, импортных - четыре пятых от всего объема. После ввода НДС на лекарства некоторые оптовые компании просто не хотят заво­зить препараты. Кроме того, сказалась путаница с налогообложением (о котором уже писала "КП). Хотя уже получено уточнение о том, что препараты при ввозе облагаются налогом 7%, а не 20%, как остальные товары, на ассортименте аптек сказался период, когда фуры с лекарствами простаивали на границе.
 
Обеспечить сохранность препаратов можно было не в любом транспорте, поэтому компании понесли убытки. Слухи о том, что заграничные препараты не будут какое-то время ввозить, привели к тому, что украинцы раскупали лекарства быстрее, чем обычно. Причем и остатки иностранных, и отечественные "двойники". Так что, невзирая на повышение цен и введение НДС, торговля шла бойко. Сейчас спад - необходимо обновлять запасы. 
 
2. Запретили… в пылу сражения с наркотиками  
 
72-летняя киевская пенсионерка Анна Дробыш упорно ходит от аптеки к аптеке со списком привычных препаратов: бронхолитин, корвалол, иммунофлазид. Но их нет - лицензии на эти препараты не продлены. Все дело в том, что лекарства "подозреваются в связях с наркозависимыми" - из них можно гнать наркотик. 
 
Вокруг кодеинсодержащих лекарств развернулась целая война. Скажем, предприятию "Интерхим" запретили производить теркордин, кодтерпин, кодесан, пятерчатку и другие анальгетики и лекарства против кашля, мотивировав это риском попадания лекарств в руки наркомафии. 
 
Похожая история с фирмой "Инфузия". Разборки длятся с ноября, а 10 апреля двести сотрудников предприятия вместе с пациентами, фармацевтами и врачами вышли пикетировать Кабмин. Били люстру с портретами сотрудников Госслужбы лекарственных средств, которых пикетчики обвиняют во взяточничестве. 
 
Сотрудник "Интерхима" Сергей утверждает, что может случиться "лекарственный майдан", и в следующий раз обещает жечь покрышки, ведь люди накалены до предела -  предприятие стоит 2 месяца. 
 
Борьба с наркотиками - хорошее прикрытие для давления, считает председатель страйккома Александр Чумак. По его словам, четыре за полгода проверки предприятия на соответствие его деятельности лицензионным условиям - многовато. Список нарушений устранен, но комиссия заявляет, что приехать не может, так как документы потеряны. Причем находят их и теряют уже трижды. Представители предприятия подозревают: аналогичные препараты выгоднее завозить из-за границы, хотя и дороже для покупателей. 
 
Как пояснили в Гослекслужбе, для всех препаратов, которые содержат кодеин, планируют ввести предметно-ко­ли­чест­венный учет. Так что их производство на особом контроле. Кодеин относится к той же группе, что и героин, чем и опасен. 
 
Впрочем, министр здравоохранения Олег Мусий на стороне пикетчиков. Он не раз заявлял, что в Гослекслужбе проворачиваются коррупционные схемы. Правда, эта служба сейчас не подконтрольна МОЗ, так что повлиять на нее может только Кабмин. 
 
Смущают аргументы и кандидата медицинских наук, нарколога Виктора Столярчука, который уверен: из одного кодеина нельзя сделать сколько-нибудь опасный наркотик, вызывающий зависимость. Непонятна и логика: если наркозависимые заинтересуются еще какими-то лекарствами, их тоже запретят, невзирая на нуждающихся в них пациентах?
 
Пока больше всего пострадали пенсионеры, "подсевшие" на знакомые таблетки от кашля, потому что любят все знакомое, недорогое и проверенное. 
 
3. Задержали на перерегистрации 
 
Читатели "КП" семья Самсоненко возмущена тем, что пришлось обежать четыре аптеки в поисках привычного жаропонижающего средства, прежде чем им наконец сообщили, что искать его бесполезно: перерегистрация. 
 
- Каждые пять лет производители обязаны заново регистрировать лекарства, - поясняет провизор Татьяна Карачун. - Пока препарат проходит эту процедуру, он оказывается "вне закона", и мы не имеем права пускать его в продажу. Остатки аптеки обязаны уничтожить, иное дело, что иногда это правило нарушают. 
 
В Украину ввозят лекарства 170 предприятий. Перерегистрация длится 210 дней (в реальности  - до года), а официальные затраты на нее составляют около 350 тыс. грн. Получается, четверть цены препаратов, за которые мы платим, - расходы, которые производители закладывают именно на эту процедуру. Заново исследуют препараты в лаборатории, собирают на него досье и множество разрешительных бумаг. 
 
По словам семейного врача поликлиники №3 Подольского района столицы Валентины Прокопенко, медики должны интересоваться, какие препараты сейчас отсутствуют, и выписывать их аналоги. Однако это скорее на совести самих врачей, которые и так перегружены, поэтому не следят за новостями. Легче пациентам самим сверяться со списком зарегистрированных лекарств, который есть на сайте МОЗ, чтобы не обивать пороги аптек зря. 
 
Тем временем положение о перерегистрации решили наконец-то отменить. По словам руководителя Экспертного центра МОЗ Елены Нагорной, эта процедура бессмысленна, ведь можно поступить проще - например, как в Европе: выдавать бессрочные лицензии и контролировать качество продукции. Чтобы не отнимать на год лекарства у пациентов, особенно в нынешней ситуации, правила регистрации изменят. 
 
Кстати 
 
Цитрамон запрещен 
 
Популярные таблетки отечественного производства временно запрещены, так как был обнаружен фальсификат, пояснили в  Гослекслужбе Украины. Поддельные образцы товара надо уничтожать. Аптекам поручили расправляться с любыми запасами этого средства от головной боли. Кажется, покупателям добавится еще одна головная боль: подбирать себе новое эффективное и недорогое средство. 
 
Важно!
 
Аптеки будут сами готовить капли и мази
 
В одной из крупных фармацевтических сетей "Комсомолке" сообщили, что аптеки должны искать новые способы выживания. Даже отечественные препараты не являются сейчас достаточно рентабельными. Так что не случайным выглядит новшество, которое планируют ввести в Киеве: вернуть право отдельным аптекам производить лекарства самостоятельно, продавая их дешевле. Возможно, эту тенденцию подхватят и в регионах. Скажем, старшее поколение помнит "Капли датского короля" или "Мазь Вишневского". Это были стандартные рецепты, по которым фармацевты в аптеках готовили препараты на заказ.  
Новости по теме: лекарства