Загрузить еще

За владельца автобуса, в котором погибли 45 человек, вступились родственники пострадавших пассажиров

За владельца автобуса, в котором погибли 45 человек, вступились родственники пострадавших пассажиров

Хозяина автобуса искали два года

Возмездие настигло 36-летнего владельца "Эталона" Илью почти три года спустя после трагедии, а в руках правоохранителей он оказался лишь в мае прошлого года. После ДТП, явно понимая, что ему грозит тюрьма, предприниматель скрывался в России и белорусском Бресте, где его и задержали сыщики из местной транспортной милиции.

Напомним, 12 октября 2010 неподалеку от Марганца произошло ужасное по масштабам и количеству жертв ДТП, названное самым кровавым за годы независимости Украины. Водитель автобуса "Эталон" Николай Гречка, который следовал из поселка Городище, проигнорировал запрещающий сигнал автоматической световой и звуковой сигнализаций, а также сигналы электровоза, выехал на железнодорожный переезд "Марганец-Никополь" и столкнулся со 180-тонным локомотивом.

Электровоз давил автобус по рельсам на протяжении 300 метров. В страшной мясорубке погибли 45 пассажиров (38 – сразу, остальные в больнице), в том числе, водитель. Еще восемь пассажиров получили тяжелые травмы. У каждого из выживших диагноз едва умещался на странице, исписанной мелким почерком. 

180-тонный электровоз 300 метров толкал по рельсам переполненный автобус. Фото: архив "КП".

За нарушение требований законодательства об охране труда, повлекшее гибель и травмирование людей, Марганецкий городской суд приговорил горе-бизнесмена к пяти годам лишения свободы. Посмертно основным виновником ДТП признан и водитель Николай Гречка, имевший 36 лет шоферского стажа, из которых 20 лет он возил пассажиров.

Водитель шесть лет не проходил медосмотры

Предпринимателя же обвиняли, прежде всего, в том, что он нанял водителя, который с 2004 года должен был, по рекомендации медиков, носить очки или линзы (к слову, в день трагедии водитель был в линзах). Его зрение, ослабевшее после службы в армии, было, по разным источникам, от минус 4,5 до минус двух диоптрий. Кроме того, у 56-летнего водителя отсутствовала медицинская карта, и трудовой договор с ним никто не заключал. То есть Николай Гречка ежедневно возил людей, не пройдя ни обучения, ни стажировки, ни инструктажа.

Помимо этого, бизнесмен закрыл глаза на то, что Гречку ранее на год лишили права управлять всеми видами транспортных средств, и что последний медосмотр водитель проходил за 6 лет до "трудоустройства", хотя люди этой профессии обязаны показываться врачам не реже одного раза в три года.

У мемориала погибшим в ДТп всегда лежат свежие цветы. Фото: архив "КП".

Отметим, что в придачу к сроку предпринимателю запретили два года заниматься перевозками пассажиров автомобильным транспортом. 
Однако приговор, несмотря на столь долгий судебный процесс, все-таки не окончательный. Государственное обвинение, точнее транспортная прокуратура Кривого Рога, просившая суд о 6-летнем заключении (статья предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы), сочла вердикт суда слишком мягким и будет подавать на него апелляцию.

Обжаловать приговор в течение пятнадцати дней может и сам осужденный. Так что пока сказать точно, чем закончится процесс, не может никто.

Пострадавшие уезжают подальше от проклятого места

Немногие из выживших в ужасном ДТП до сих пор живут в поселке Городище – так местные называют один из районов Марганца. Среди прочих покинула родные края и парикмахер Оксана Бойченко. Вместе с дочерью Кариной они перебрались на постоянное место жительства в Россию. По словам бабушки Оксаны, внучка и правнучка приезжают только по большим праздникам, так что ждут их не ранее нового года.

В Марганце из восьми выживших остались Дмитрий Олейник, Светлана Зимина и Любовь Сандыга. И, что касается реакции людей на приговор предпринимателю, то тут, как оказалось, не все однозначно.

Вскоре после того, как владельца автобуса задержали и экстрадировали в Украину, потерпевшие… подали в суд ходатайство о его освобождении под залог! Когда деньги внесли, бизнесмена отпустили.    

- Он вышел на волю в феврале этого года, - рассказала "Комсомолке" судья Юлия Тананайская, вынесшая приговор предпринимателю. – До вступления приговора в законную силу посадить его нельзя.

- С чем, на ваш взгляд, связана такая реакция потерпевших?

- В первую очередь, люди винят водителя автобуса, что подтверждается и экспертизой, имеющейся в материалах дела. А бизнесмена пострадавшие и родственники погибших, которые приезжали к нам из Ивано-Франковска, Полтавской и Сумской областей, просили строго не наказывать. Тем более что он на все заседания суда и по первому требованию приходит, не скрывается, живет в Марганце.

Одна из последних семейных фотографий Николая Гречки с женой и дочерьми. Фото: архив "КП".

Жители городка подтверждают слова судьи.

- Я вообще отказывалась ходить на процесс, - говорит потерпевшая Светлана Зимина. – Потому что никаких претензий к подсудимому не имею. Во всем был виноват водитель.

Не ходила на процесс и Тамара Гречка – супруга погибшего водителя Николая, которая с дочерьми по-прежнему живет в Марганце и уезжать не собирается.

- Нам было очень тяжело после  случившегося, - вздыхает Тамар Ивановна.- Но скажу, что никакого психологического давления или попыток отомстить со стороны земляков ни я, ни мои дочери Елена и Валерия не испытывали, нет его и сейчас. Николай был очень ответственным человеком и на работе и в быту. В жизни не помню, чтобы с кем-то было спокойнее ездить, чем с ним – это вам и люди подтвердят. Насчет того, что его лишили водительских прав – это чушь полная. Он что – миллионер, садиться за руль без прав? А на переезде просто заглохла машина. Он ведь мог из нее выскочить, но хотел спасти людей. Инстинкт спасения пассажиров у него был выше, чем инстинкт самосохранения.

Тамара Гречка с дочерью Валерией оплакивают безвременно ушедшего главу семьи. Фото: архив "КП".

Цена жизни

За каждого погибшего их дети и родители получили по 146 тысяч гривен (100 тыс. – компенсация от правительства, 41 тыс. - благотворительные средства, 5 тыс. – деньги из бюджета Днепропетровской области). Такие же суммы выплатили уцелевшим пассажирам.