Фото: Сумма ущерба от авиакатастрофы приближается к миллиарду долларов. Фото: REUTERS
Случай с малайзийским "Боингом" уникален не только тем, что породил загадку века. Он стал первым ярким доказательством того, к каким катастрофическим последствиям приводит попытка руководствоваться аналоговым мышлением в эпоху цифровых технологий.
Самолет пропал с экранов радаров 8 марта через два часа после вылета из аэропорта Куала-Лумпур. Власти Малайзии организовали масштабную поисковую операцию в Южно-Китайском море. Однако уже через два дня специалисты лондонской спутниковой компании "Инмарсат" вычислили, что "Боинг" упал в южной части Индийского океана в 5 тысячах километров от места проведения поисковой операции. Они проанализировали данные от датчиков двигателей самолета, которые зафиксировал их спутник. Дело в том, что двигатели Rolls-Royce Trent 800, которыми был оснащен "Боинг-777", являются частью "интернета вещей". Этот электронный мир сегодня насчитывает более 20 миллиардов приборов и датчиков, подключенных к Всемирной паутине. Количество связанных с Сетью устройств превысило численность населения Земли (6,8 миллиарда человек) в 2010 году. Но человечество, похоже, не заметило этого скачка, который качественно изменил наш мир.
Турбины самолетов получили доступ в интернет одними из первых, поскольку это очень дорогостоящие машины и к ним предъявляют особые требования безопасности. На движки Rolls-Royce Trent 800 устанавливают 60 датчиков, которые передают в сервисный центр множество параметров работы двигателя. Это очень удобно для диагностики неисправностей, поскольку в режиме онлайн можно моментально заметить малейшие отклонения от нормы. Так вот, британские инженеры на основе информации, переданной этими датчиками через спутник, уже через два дня вычислили, в какой точке океана упал "Боинг".
- У нас не было сомнений, что самолет ушел по так называемому южному коридору. Наши данные мы перепроверили с коллегами из другой спутниковой компании, и вычисления сошлись, - заявил глава одного из подразделений "Инмарсата" Джонатан Синнатт. - Мы передали эту информацию властям Малайзии 11 марта.
Однако выкладки специалистов малайзийцы восприняли скептически. Видимо, сказался технологический конфликт поколений, и малайзийские эксперты доверяли телефону и телеграфу больше, нежели интернету. Невероятно, но еще почти неделю (!) спасательную операцию проводили в разных районах Южно-Китайского моря, Малаккского пролива и в районе Андаманских островов. Далее инженеры "Инмарсата" с удивлением выслушивали версии о том, что угонщики направили лайнер в сторону "северного коридора" и посадили его на землях, подконтрольных радикальному исламскому движению "Талибан".
- Мы точно знали, что полет в этом направлении невозможен, - утверждали британские спецы. - Отрабатывая эти нелепые варианты, власти Малайзии просто теряли деньги и драгоценное время.
Сумма ущерба от авиакатастрофы приближается к миллиарду долларов. В 100 миллионов "зеленых" оценивается стоимость самого лайнера. Страховые выплаты, в том числе и родственникам погибших, составят 600 миллионов долларов. Стоимость спасательной операции на данный момент неизвестна, поскольку она еще продолжается. Но аналогичная операция по поиску "Аэробуса" Air France, разбившегося в Атлантике в 2009 году, обошлась в 140 миллионов долларов. Однако нынешние поиски, в которых участвовали 26 стран, куда масштабнее.
А ведь если не предотвратить крушение лайнера, то минимизировать время и затраты на поиск (а там, чем черт не шутит, спасти тех, кто выжил во время приводнения самолета) можно было элементарно. Приложение, которое позволяло бы отслеживать работу датчиков двигателя не только инженерам сервис-центра в Англии, но и авиадиспетчерам Куала-Лумпура, стоило всего 10 долларов. Но владелец "Боинга", компания Malaysia Airlines, отказалась приобретать эту опцию.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies