Загрузить еще

В "деле киевских монашек" новый поворот

В
Фото: Прокуратура начала расследование

Резонансное дело о похищении монахинь столичного Свято-Покровского монастыря – игуменьи Каллисфении и ее помощницы - может завершиться не совсем так, как предполагали вначале. Остросюжетный детектив, основанный на крупных деньгах, неожиданно перешел в политическую плоскость благодаря сделанному на минувшей неделе заявлению ГПУ.

Генеральная прокуратура начала производство в отношении Виктора Януковича, бывшего генпрокурора Виктора Пшонки, экс-главы МВД Виталия Захарченко и других бывших высокопоставленных лиц по факту давления на главу Украинской православной церкви (Московского патриархата) митрополита Владимира.

Судя по официальному сообщению пресс-службы ведомства, прежняя власть намеревалась устранить его от управления УПЦ, когда поняла, что Блаженнейший занял позицию невмешательства в политику и рассчитывать на его поддержку не приходится.

- После неудачных попыток убедить Владимира отречься от должности экс-министр МВД организовал "физическую изоляцию" архиепископа Александра (Драбинко), чтобы надавить на предстоятеля, - сообщает ГПУ, не вдаваясь в детали.

А квинтэссенция состоит в том, что в июле прошлого года архиепископа Александра несколько дней допрашивали в милиции по делу о похищении Каллисфении с помощницей. Они исчезли после того, как игуменья была срочно вызвана в Киево-Печерскую лавру на беседу с архиепископом. Обвинений Драбинко не выдвинули, но по подозрению в организации похищения был арестован близкий ему человек - предприниматель Сергей Бут, брат бывшего народного депутата. А потом еще пять человек, среди которых чемпион мира по фри-файту Сергей Даниш, метящий в мэры поселка Коцюбинское, что под Киевом.

- Надеемся, что у ГПУ есть реальные доказательства, а новая власть не будет повторять попытки прежней, - прокомментировал заявление ГПУ пресс-секретарь митрополита Георгий Коваленко.

Нам удалось дозвониться до Александра Драбинко.

-  Такой факт действительно был, - ответил архиепископ на вопрос о давлении на предстоятеля УПЦ. - Это признает и сам митрополит Владимир. Он дал благословение на депутатский запрос народному депутату Андрею Деркачу, что и послужило основой уголовного производства.

Что касается похищения монахинь, то комментарии по этому поводу архиепископ обещал дать после того, как закончит работу следствие. Это должно произойти уже в июне. Как рассказал "Комсомолке" адвокат Сергея Бута Евгений Грушовец, по делу недавно поменяли следственную группу. В марте его подзащитному изменили меру пресечения с ареста на залог, на волю также вышли и другие арестованные. И это показательно: всем инкриминирована самая тяжкая статья - покушение на убийство, что так же, как и убийство, грозит пожизненным заключением. В таких случаях меру пресечения для арестованных суд практически не меняет.

Год назад монахинь столичного Свято-Покровского монастыря – игуменью Каллисфению и ее помощницу - похитили. Фото: Соцсети

Получить ответ на запрос от столичной милиции к моменту подготовки номера в печать нам так и не удалось. Но есть большая вероятность, что в суд дело будет передано с новой, менее тяжкой квалификацией или квалификацию изменят во время судебного следствия.

По версии, которую озвучивали прихожане Киево-Печерской лавры, похищение монахинь было устроено, чтобы скомпрометировать Драбинко. Заявление ГПУ не только косвенно это подтверждает, но даже раскрывает куда более масштабный заговор против митрополита.

Другая же версия, которая легла в основу первоначального следствия, гласит, что Каллисфению похитили за долги ее прихожанки и близкой знакомой Натальи Панько - бывшей преподавательницы одного из киевских вузов. Панько инкриминируют аферу на 160 миллионов гривен с покупкой "Лексусов", жертвой которой стал, в частности, Александр Драбинко. Панько задержали, потом отпустили под залог, после чего она подалась в бега, успев кредиторам заявить, что все миллионы передала в монастырь Каллисфении, хотя та все отрицала.

Напомним, игуменья и ее помощница исчезли 14 июня с территории Киево-Печерской лавры после того, как прибыли туда по вызову архиепископа Александра. Через четыре дня они вернулись в монастырь и рассказали, что похитители вывезли их за город, держали в подвале и пытали, требуя 15 миллионов гривен.