22 ноября
Загрузить еще

Бабушка искалеченного мальчика: "Я не понимаю, как теперь ему жить без глаза"

Бабушка искалеченного мальчика:
Фото: Врачи сохранили Славе глаз, но обещать, что он будет им видеть, не берутся. Фото: Предоставлено Любовью Язловецкой/Thinkstock

"Комсомолка" узнала подробности ЧП и попыталась понять, почему конфликты учеников с учителями с каждым годом приобретают все более трагическую окраску. 

Дала салфетку и продолжила урок

Девятилетний Слава сейчас находится в детском отделении Кировоградской областной больницы. Ему уже сделали одну операцию и собираются перевозить в киевскую клинику микрохирургии глаза. Травма очень серьезная и обещать, будет ли Слава видеть на больной глаз, врачи не берутся. 

- Мы смогли спасти мальчику глаз, но о зрении речь пока не идет, - признается заведующий детским отделением областной больницы Александр Кучерявый. 

Со Славой в больнице находится бабушка Любовь Язловецкая. Женщина, воспитывающая мальчика с шести месяцев, все время плачет. 

- Я не понимаю, как теперь ему жить без глазика, - всхлипывает Любовь Ивановна. - Слава постоянно кричит, говорит такие вещи, что мне страшно - что он жить не хочет, что ему теперь и не нужно жить… Ко мне приходила вчера мама этой учительницы, просила забрать заявление из милиции. А я думаю только о том, что ребенок теперь инвалид… 

В интервью журналистам Оксана Олийнык, та самая учительница, которая бросила в Славу ручку, уверяла, что это произошло случайно. 

- Я объясняла ему, что он не прав, и ручка выскользнула, - разводит руками Олийнык. 

В прокуратуре в словах женщины сомневаются - характер ранения свидетельствует о другом. А в райуправлении образования шокированы не столько самой ситуацией, сколько поведением Олийнык. 

- Это абсолютно беспрецедентный случай, - говорит Сергей Керлсн, начальник управления образования Новоархангельского района. - Наше управление ежеквартально проводит собрания с директорами школ, на которых всегда обсуждаются вопросы безопасности детей. Как такое вообще могло произойти, мы не понимаем. Еще один вопрос: почему учитель, видя, что у ребенка травма, дал ему салфетку и продолжил урок? По всем правилам она должна была вызвать врачей или сама отвезти ребенка в больницу. Учительница этого не сделала. Ребенок досидел до конца урока, сам пошел домой, и уже когда бабушка мальчика пришла в школу, об инциденте узнала директор. 

Сама учительница не может объяснить, почему, видя травму, не приняла меры и решила заниматься классом, а не Славой. 

Сейчас Оксана Олийнык находится на больничном. Минимум, что ей грозит - отстранение от работы в школе на несколько лет. В районо уверяют: никаких нареканий к учительнице как к специалисту не имеют. 

- Ни со стороны методистов, ни со стороны учителей или родителей к этому педагогу претензий не было. Общий стаж у нее около 4 лет, работу в школе села Синюхи она совмещала с работой еще в одной школе. Кроме того, отвечала за подвоз детей дошкольного возраста до школы, и никаких жалоб на нее не поступало, - говорит Сергей Керлсн. 

Конфликтовать с учителями стало модно

Учительница, несомненно, была неправа - и тем, что не сдержала эмоций, и тем, что потом не отвела ребенка к врачу. Мальчик тоже неправ - нагрубил учителю, исправил оценку, но это и неудивительно для девятилетнего мальчика.

В этой истории красной нитью тянется другая проблема - проблема нынешнего поколения детей, имеющих неограниченный доступ к информации и не имеющих тех принципов и ценностей, которые были у их родителей - уважения к старшим, например.

Летом в интернете появился страшный ролик: на уроке химии школьник лет 14 вскакивает и со всей силы толкает педагога, седого мужчину лет 65, в грудь. От удара тот падает между рядов как подкошенный. С трудом встает и выдавливает: "Вон из класса!" Но школьник уже разошелся: бросается на учителя под одобрительные смешки одноклассников.

К сожалению, подростки парня не сдерживают, даже наоборот - преграждают дорогу учителю, чтобы, не дай бог, не стукнул "героя". Видео набрало тысячи просмотров среди школьников… 

- Избиение и унижение учителей практикуется и в американских, и в европейских школах, что уж говорить об Украине или России, - говорит детский психиатр Анатолий Чуприков. - Дети не видят в учителе авторитета. Помню, еще в 50-х годах среди родителей было распространено такое кредо: педагог всегда прав, а вот ты, ребенок, нет. Сегодня же приходит в киевскую школу родительница и, зная ситуацию со слов своей двуклашки, начинает кричать: вот ты обидел мою девочку!

По его словам, дети сейчас судят об успешности по материальным категориям, и зарабатывающий копейки педагог для них не авторитет. 

- Ученики почти всегда копируют поведение двух-трех лидеров класса, особенно хулиганов. Причем копируют даже самые тихие и прилежные. Кто-нибудь вытворил что-то - и все смеются, даже отличники, - говорит учитель биологии Ксения Заржицкая, преподававшая в сельской школе три года. - И такие вот заводилы-хулиганы есть в каждом классе. Справиться с ними очень сложно, сюсюканья и уговоры не помогают. Они признают только силу: крикнешь пару раз - глаза округлят и успокоятся. Но ведь не будешь же ты каждый раз кричать!

Кричать, действительно, каждый раз не будешь, но ведь есть в каждой школе и такие учителя, которым этого не нужно. Таким достаточно посмотреть укоризненно, нахмуриться, и дети сами затихают - стыдно. Не зря им отдают самые проблемные классы, самые отсталые группы, зная, что только такие могут сотворить чудо. Увы, подобное качество приходит чаще с опытом или не приходит вовсе.    

Учительница Оксана Олийнык уверяет: ручка выскользнула случайно. Фото: Кадр ТСН.ua

Учителя тоже люди 

- Сегодня очень часто приходится сталкиваться с повышенной нервозностью среди учителей, - говорит Анатолий Чуприков. - Они ведь такие же люди, и, требуя от них спокойствия и терпения, давайте посмотрим по сторонам и оценим сегодняшнее общество. В нем нет терпения, дальновидности, все в нем находится в тени войны. Эта всеобщая нервозность передается каждому, в том числе и учителям. Добавьте к этому низкие зарплаты, социальную незащищенность, страх будущего. Безусловно, учительница, нанесшая ребенку травму, будет горько сожалеть об этом всю жизнь. Но ведь педагоги - тоже люди, они так же взволнованы, страдают, что у них маленькие зарплаты, им надо кормить детей, это приводит к формам поведения сродни истерическим. 

Профессор Чуприков, конечно, прав, но психологов, особенно в сельских школах, катастрофически не хватает, и обращаться педагогам с их неврозами и истериками не к кому. Да и те, кто это делают, обычно получают нагоняй - мол, не справляешься с обязанностями. 

ОФИЦИАЛЬНО

Начать с проверки и обратиться за компенсацией

- В таких случаях в первую очередь нужно инициировать проверку и, если ее результаты родителей не удовлетворят, подключать Службу по делам детей и нас, - говорит главный специалист департамента защиты прав детей и усыновления Минсоцполитики Любовь Солотухина. - Кроме того, родителям не помешало бы проконсультироваться с юристами и обсудить вопрос о компенсации. 

Если права ребенка нарушаются и администрация учебного заведения не принимает мер для защиты прав ребенка, а она должна это делать по закону, разумеется, мы включаемся. Наш департамент имеет право проводить проверки и вмешиваться в ситуацию как крайний координирующий орган. 

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

В этой истории больше всего, конечно, жаль Славу, который сейчас сутками плачет на больничной койке и пугает бабушку нежеланием жить. Но жаль и учительницу Оксану Олийнык, которая, скорее всего, не хотела причинить мальчику вреда и уж тем более сделать его инвалидом. Чаще всего такие стычки заканчиваются еще одним неудом и вызовом родителей в школу, но стечение обстоятельств разрушило судьбы этих двух людей. И очень жаль, что, скорее всего, для чиновников, живущих войной и выборами, проблема взаимоотношений учеников и педагогов, приведшая к трагедии Славу и его учительницу, останется незамеченной.

Новости по теме: Школы Кропивницкий скандал