В Интернет попала запись переговоров диспетчеров аэропорта Сочи с пропавшим самолетом Ту-154, а также с вертолетами, которые отправились на поиски лайнера. Как следует из аудио, связь с бортом Минобороны РФ исчезла через минуту после взлета. Диспетчеры на протяжении нескольких минут безуспешно вызывали борт 85572.
До этого момента переговоры проходили штатно. Диспетчер сообщил данные о погоде и другие условия вылета, дал командиру судна разрешение на взлет. Спустя несколько минут после пропажи Ту-154 с радаров, диспетчеры просили пилотов заходящих на посадку рейсов следить за водной поверхностью.
По тревоге был поднят в воздух вертолет Ми-8 для поисков обломков на поверхности Черного моря. По словам диспетчера, последняя отметка Ту-154 на радаре была в четырех километрах от побережья.
Пилоты вертолета сначала приняли за обломки самолета за ржавую трубу, плавающую в Черном море. К поискам присоединился пограничный катер. Позднее пилот сообщил об ошибке и нашел большое масляное пятно, рядом плавал мусор и спасательный жилет.
Спустя несколько минут к работе присоединились еще два вертолета, которые сообщили, что видят авиационные колеса, а мусор приняли за вещи пассажиров.
Переговоры диспетчера с Ту-154, а позднее с вертолетами, отправившимися на поиски пропавшего борта.
00:00 00:00
Диспетчер: 85572, полоса 24, ветер 20 градусов, 5 метров в секунду, взлет разрешаю.
Д.: Траектория 2,8
Д. … можете позвать 85572, на встречном.
Диспетчеры вызывают пропавший борт в течение нескольких минут. В ответ тишина.
Диспетчер обращается, по всей видимости, к заходящему на посадку гражданскому лайнеру:
Д.:…, вы по бортовому не наблюдаете борт нигде?.. Понял.
Д:… Сейчас будете производить заход на посадку, проявляйте осмотрительность и по возможности посмотрите, нет ли вокруг обломков.
Д.:…3, вы когда на заходе были, так ничего и не увидели, да?
На связь выходит пилот вертолета Ми-8:
Ми-8: Готов к запуску по сигналу "Тревога"
Д:.25650, запуск разрешаю
Д. (обращается к пилоту заходящего на посадку лайнера): Просьба по выходу из облачности, просмотреть водную поверхность и доложить.
П.: Транзит Россия. Багаж заканчивают грузить, документы бы нам.
Д.: Прошу прощения, у нас внеплановое АСК, поэтому придется немножко подождать. Хорошо?
П.: Вчера тоже было внеплановое? … ждали документы.
П.: Вчера не знаю.
П.: Это, наверное, фирменное – документы ждать.
Д.: У нас реально все на АСК находятся, послать некого, документы на руках у парней!
П.: Как расшифровывается АСК?
Д.: Аварийно-спасательная команда.
П.: Серьезно…
Аварийный вертолет поднимают, далее переговоры с ним.
Д.: 650, Сочи старт
Ми-8: Взлет курсом 240.
Д.: Следуйте курсом взлета, удаление 2-4 километра.
Ми-8:Понял
Д.: 25650, вы будете взлетать на какой высоте?
Ми-8:200-300 метров
Д.:Я вас поняла. Ничего не наблюдаете, немного правее, удаление 4-5 километров
Ми-8:Пока ничего не наблюдаю
Д.:25650, удаление …Он ближе был.
Ми-8:Понял, выполняю разворот.
Д.:25650, примерно на удалении от 2 до 10 километров
Ми-8:От аэропорта, да?
Д.:650, да от аэропорта
Д.:25650, Азимут 210, удаление 4 километра
Д.:Сейчас будет вылетать борт, находитесь там, где сейчас находитесь
Ми-8:Понял, выполняю левый
Д.:25650, на Азимуте 210, удаление 4 километра начинайте осмотр
Д.:25650, Сочи старт, что наблюдаете?
Ми-8:Корабль наблюдаю
Д.: Пройдите сейчас вправо курсом 150 до рубежа 8-10 километров, потому что метка последний раз была видна на азимуте 210 на удалении 4 километра
Пилот садящегося: Пересекаю посадочный, ничего не наблюдаю, чистое море
Д.: Вас поняла... 25650, выполните разворот, уходите влево
Д.: Магнитный 218, уходите туда
Ми-8: Пока ничего не наблюдаю.
Д.: Примерно на курсе 330-340.
Ми-8: Занимаю 340
Д.: Выполняйте правый разворот
Ми-8: Выполняю правый, море чистое, кроме корабля не наблюдаю ничего
Д.: Продолжайте осмотр.
Ми-8: Вижу масляное пятно длинное, возможно наш след
Пилот вертолета в сумерках ошибочно разглядел пятно и принял плавающую трубу за части Ту-154.
Д.: Вас поняла
Ми-8: Над пятном нахожусь, но сложно сказать оно-не оно
Ми-8:Наблюдаю в воде пятно, похоже на самолет. Делаю вираж левый
Д.:650, вас поняла. В этом районе, где сейчас находитесь?
Ми-8:Нет, сейчас возьму курс обратный. Оно видно, когда идешь со стороны моря.
Ми-8:Пятно на курсе
Д.:Вас поняла, подходите к пятну
Ми-8:Делаю вираж. Похоже на крыло или на бревно, не понятно. Делаю вираж по курсу взлета.
Д.:25650 вас поняла, выполняйте вираж.
Ми-8:Надо корабль подогнать. Оно просматривается, но вокруг ничего не наблюдаю
Ми-8:Есть связь с пограничным катером, который рядом находится?
Д.:Вас поняла, передали уже
Ми-8:25650, сложно сказать, но мне кажется лежит самолет на дне, но идет рассвет и птиц много над этим местом, сложно сказать. На корабль передали?
Д.:Да, передали
Ми-8:Пятен нету, мусора нету. Наши действия какие?
Ми-8:Выполняйте пока полет над пятном, чтобы катер мог подъехать в этот район
Ми-8:Наблюдаю предмет – большая труба, но считаю, что обознались. Выполняю виражи.
Д.:25650, по возможности, наблюдайте, передавайте, если будет точная информация
Ми-8:25650, предмет определил – большая длинная ржавая труба.
Д.:Он плавает или на дне лежит?
Ми-8:Сложно сказать. Цвет ржавый место не меняет
Ми-8:Корабль подходит к трубе, сделаю виражик, чтобы он видел куда
Д.:Вы на какой высоте?
Ми-8:100 метров, над трубой висел 30 метров, считаю, что труба - ошибочно. В сумерках ошибочно приняли за самолет трубу.
Д.:Увеличивайте высоту и занимайте азимут 218.
Пилот вертолета продолжает поиски. Его действия координирует диспетчер. Голоса спокойные, паники нет, все действия выполняются четко.
Ми-8:Море чистое, пока ничего не наблюдаю
Д.:АРП говорит, ваше руководство предлагает увеличить высоту до 500-600 метров, чтобы увеличить радиус обзора. Оцените возможность, может, подниметесь.
Ми-8:Понял
Д.:Набирайте 300 метров, выполняйте правый вираж и к удалению 8-10 километров
Ми-8:25650, большое сильно масляное пятно, выполняю вираж
Д.:В данный момент над ним?
Ми-8:Да, над ним нахожусь, большое масляное пятно.
Ми-8:Вижу большое масляное пятно, больше ничего не наблюдаю
Д.:К вам подъезжает катер?
Ми-8:Пока не вижу. Мусор вокруг масляного пятна, и кажется один жилет желтый, пытаюсь зайти
Д.:Вас поняла
Д.:Масляное пятно на удалении 4 километра – ошибочно? Там никакого пятна не было, да?
Ми-8: Масляные пятна были, район берега. Наблюдаю, конечно. Вокруг пятна наблюдаю мусор.
Д.:А желтый жилет наблюдаете?
Ми-8:Нет
Д.:Приняла, не наблюдаете...26650, какая на данный момент высота?
Ми-8:50 метров.
Д.:Приняла.
Д.:Сколько еще можете работать?
Ми-8:1,5 часа
Д.:Поняла
Ми-8:Нахожусь, возможно, над масляным пятном... Сочи старт, 25650. Кроме масляного пятна какие-то предметы.
Д.:25650, поняла
Д.:Россия 5501 для информации на 11 часов вертолет, удаление 30 километр по курсу полосы 06 производятся поисково-спасательные работы. На высоте сейчас 50 метров - вам не помешает.
Ми-8:25650, Пытаюсь увидеть какие-нибудь вещи.
Д.:Подскажите высоту.
Ми-8:От 50 до 100
Д.:Вас поняла. На 121,5 вызывают
Ми-8:Перейду на частоту... У меня вторая станция, второй пилот перейдет.
Д.:25650, поняла, смещайтесь к взлетному курсу 24, на полосу 02 заходит борт, удаление 40 км
Ми-8:Понял
Д.:На высоте 50 метров по возможности оставайтесь над этой точкой, на вас будут катер наводить. Выше не подниматься и вправо не смещаться. С вами спасательное судно не может связь установить. Его позывной "Вельбот-252". На аварийной частоте вас вызывает. Если связь установить не можете, действуйте визуально.
Ми-8:Понял
Ми-8:25650, катер наблюдаю, жду, когда подойдет... Корабль и катер прибыли на место, наши действия?
Д.:Ждите
Ми-8:Пока выполняю вираж вокруг предполагаемого пятна
Д.:Топливо на сколько у вас в часах?
Ми-8:На час 30
Д.:Поняла
Ми-8:Расход топлива небольшой в связи с малым режимом и малыми скоростями
Д.:Принято. Поступила команда - 50 минут вам еще работать. Поиск расширить, может, подняться выше и докладывать об изменениях
Ми-8:Понял, до пятна больше 300 метров и небольшая облачность мешает вести поиск
Д.:25650, работа до 300 метров 50 минут, изменения докладывать
Ми-8:Понял
Д.:Поступила команда спасательного центра - вернуться к концу полосы и от торца по этой схеме пройти галсами по схеме выхода. Пятно рассасывается, может, что-то новое увидите
Ми-8:В район прибыл, начинаю поиск
Д.:Поняла
Д.:25650, аварийная частота включена на прослушку? Суда просят связаться.
Ми-8:Включена
Д.:Попробуйте их вызвать
Ми-8:Понял, проверит второй пилот
Д.:25650, два борта собираются заходить на 02. Сообщите на каком удалении собираетесь выполнять разворот, вправо или влево?
Ми-8:Собираюсь на удалении 20 км вправо выполнить
Д.:25650, слева от вас на 10 часов борт боинг на удалении 20 км заходит на полосу 02
Ми-8:Принял
Д.:25650, на восток не смещайтесь для интервала с самолетом.. С кораблем на связи на 121, 5?
Д.: .. восьмерка работает, 25650 сейчас ушел, с конца Сочи от береговой черты находится на удалении 15 км, в районе масляного пятна работают 2 морских судна с курсом 240, на удалении 15 км было обнаружено пятно от торца. По моим данным 100 метров у него высота, будет уменьшать, выходить на взлетно-посадочный.
Еще один вертолет подняли для поиска и спасания - К-32, на девять часов от вас. На триста метров следует, вы работаете - на 150. Для интервала с ним.
В небо поднимается второй вертолет К-32.
К-32:(32807, Сочи старт на связи) На высоте 300 метров
Д.:32807, наблюдаю вас, ниже не спускаться, работает еще один вертолет Ми-8 на сто метров в этой же зоне
Ми-8:25650, запишите координаты - 432801 северный 394809 восточный. В этот квадрат следуйте, там что-то нашли, вы там необходимы для производства работ. Самолеты гражданские — зону освободили
К-32:32807 старт. Что нам дальше делать?
Д.: Ожидайте, сейчас согласую... 32807, команда такая - от азимута 218 от нашей контрольной точки аэродрома от удаления 4 км до 20 км пройти галсами на высоте 300 метров и посмотреть.
Д.:32807, сейчас по локатору вас не наблюдаю, все изменения и новости докладывайте. Вы ответчиком оборудованы?
К-32:Конечно
Д.: Установите сквок 2423. 807, вы Ми-8 и 650 наблюдаете?
К-32:Сейчас наблюдаю
Д.:Принято. 32807 пока не снижайтесь, ждать. 650 на 100 метров работы вам. Выше не подниматься
К-32:Понял
Д.:32807, на 200 метров снижайтесь, Ми-8 вас видит.
К-32:Понял
Д.:650, ваш остаток в час?
Ми-8:Еще могу час работать
Д.:поняла
Ми-8:Прибыл в предполагаемое место поиска, вижу кучу мусора, плавающее колесо
Д.:Поняла, 25650, колесо самолета или просто покрышка?
Ми-8:Похоже на колесо самолета, 5 катеров наблюдаю.
Д.:Поняла вас, новости сообщать. К-32 видите визуально?
Ми-8:Да, погода хорошая.
Ми-8:(25650) То, что вижу, очень похоже на место крушения.
Д.:Я вас поняла, 650.
К-32:(32807) вещи плавают, какие-то матрасы
Ми-8:(25650) Наблюдаю два колеса, внутри покрашены серым цветом
Д.:Они находятся на поверхности?
Ми-8:Так точно, плавают на поверхности... Подтверждаю два колеса авиационных, мусор похож на вещи пассажиров.
Д.:25650, вас поняла
К-32:(32807) У заключительного корабля плавают оранжевые плоты и белая обшивка, возможно, нет. Местами то ли игрушки, то ли вещи. Пройду вдоль берега, может, там, чего увижу
Ми-8:25650, на высоте 20 метров подтверждаю, вижу кучу чемоданов, вещи, также колеса самолета. Очень похоже на место падения. Людей не наблюдаю.
Д.:25650, конец работ. Возвращайтесь на аэропорт. 32807, работа до 100 метров
К-32:(32807), вижу обшивки самолета, пусть подплыву суда и посмотрят. Координаты - 432825 северный 0394827,7 восточный. Перемещаются вещи, первоначально были другие координаты.
Д.:43698, все работы по поиску и спасания осуществляются через Центр СПАС. Вам следовать на аэродром.
Самолет Минобороны Ту-154 потерпел крушение утром 25 декабря через несколько минут после вылета из Сочи. На борту находились 92 человека: участники ансамбля песни и пляски имени Александрова, журналисты, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка. Они должны были лететь в Алеппо, чтобы поздравить с новогодними праздниками российских военных.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Последние слова пилотов Ту-154: "Закрылки, с*ка! Командир, падаем!"
Вечером 27 декабря удалось поднять на поверхность "черные ящики" рухнувшего в Черном море Ту-154. СМИ уже опубликовали первые данные с речевого самописца. Разговор экипажа прерывается резким криком: "Закрылки, с*ка!", после чего кто-то кричит: "Командир, падаем!". Подробнее