23 ноября
Загрузить еще

Как предотвратили единственный угон самолета в УССР

Как предотвратили единственный угон самолета в УССР
Фото: О первом и последнем случае угона самолета в УССР газета «Комсомольское знамя» разместила лишь крохотную заметку. Фото: Соцсети

Самолеты в Советском Союзе, как бы ни пытались замалчивать эти случаи, угоняли довольно часто. Подумать только: с 1954 года по 1989-й совершены 54 попытки угона авиалайнеров. О самых громких и трагических из них на постсоветском пространстве помнят многие. Те же, которые удалось завершить тихо-мирно, огласке старались не предавать. К примеру, о попытке угона самолета из днепропетровского аэропорта в мае 1991 года особо никто не знал. Крохотная заметка в газете "Комсомольское знамя", да и та с неточностями - вот и все упоминание о случившемся. И хотя намеченное для захвата воздушное судно в небо так и не поднялось, неудавшийся "террорист" ответил за свой отчаянный поступок перед судом.

У "угонщика" было два ножа, веревка и мыло

Александр Линский предпочел действовать самостоятельно, но быстро, чем навлек на себя недовольство в верхах.

- Это первый и последний случай попытки угона самолета в истории УССР, - рассказал "КП" в Украине" непосредственный участник события, тогдашний опер­уполномоченный уголовного розыска линейного отдела внутренних дел в аэропорту Днепропетровска Александр Линский. - В тот день я был в дежурной части, как раз опрашивал задержанного. Услышал, как поступил сигнал с телефона КПП, там дежурила стрелок военизированной охраны Роза Канивец. Я поднял трубку, в ответ - тишина. Спросил: "Роза, что там у тебя?" - но она ничего не ответила.

Правоохранитель решил, что женщина подняла трубку случайно либо же просто отвлеклась на что-то. Мысль о том, что все-таки что-то случилось, пришла Линскому после того, как спустя пять минут сигнал с трубки КПП все так же продолжал идти. А тут еще помощник дежурного по отделу отлучился и не взял с собой рацию - ни спросить, ни вызвать на помощь.

- Я закрыл задержанного и быстро побежал к КПП, который находился рядом, - говорит Александр Илларионович. - Подбегаю и вижу такую картину: высокий плечистый парень схватил Розу - она маленькая, метр пятьдесят где-то - и держит возле ее шеи нож. Он кричал, чтобы вызвали экипаж рейса Днепропетровск - Киев, однако лететь будут в Турцию. Я еще подумал: "Ну какая Турция может быть?". Оружие у меня было при себе, но нужно было обдумать, как оперативно освободить заложницу и задержать "угонщика".

По инструкции Линский обязан был сообщить не только своему руководству и немедленно поднять по тревоге задействованные правоохранительные органы областного и городского уровня (милиция, КГБ, пожарные), но и информировать аварийно-спасательные службы аэропорта, привлечь на подмогу сопредельные воинские части, связистов и медиков города. Но времени на это все, естественно, не было. Решение надо было принимать прямо в этот момент. 

Успел поранить охранницу в шею

К счастью, мимо проходил диспетчер управления воздушного движения. Как и оперуполномоченный, он часто участвовал в отработке спецопераций по предотвращению угона самолетов, имел все нужные навыки.

- Все произошло моментально и настолько отлаженно, что впоследствии мы и сами не могли сообразить, как так получилось, - вспоминает Линский. - Я уже даже не помню, кто из нас проник в помещение КПП через окно, а кто - через стеклянную дверь. Главное, что сделали мы это одновременно, мгновенно скрутили захватчика, он только успел слегка полоснуть шею Розы ножом, но ничего жизненно важного не задел. Нож отобрали сразу, в сумке, отобранной у него, находился еще один, а также там были веревка и мыло.

Часа три, по словам Линского, парень пребывал в шоковом состоянии, ничего не говорил. Проголодавшийся к тому времени опер предложил ему чай и бутерброды. За импровизированным ужином и разговорились. 

- Несостоявшимся угонщиком оказался 24-летний Александр Завгородний из Кривого Рога. Два дня прятался в лесопосадке неподалеку от аэропорта, наблюдал за самолетами и записывал время отправления рейсов, изучал маршруты руления и места стоянок самолетов,- говорит Александр Илларионович. - Затем решился, перелез через забор. Сами понимаете, надежной теперешней службы авиационной безопасности в то время не было, и попасть на летное поле было куда легче. Так он оказался на стоянке вблизи КПП, куда зашел и взял в заложники вооруженного стрелка ВОХР.

Фото: Личный архив Линского

Ревнивец хотел наказать бросившую его жену

Выяснилось, что на такой поступок парня толкнула любовь. Жену-красавицу Саша очень любил и ревновал. Они оба работали на железной дороге, и когда супруга уходила на работу, ревнивый муж незаметно следил за ней, чтобы удостовериться в ее верности.

В итоге жена не выдержала и сбежала от ревнивца. А чтобы вовсе вычеркнуть его из своего жизни - улетела в Магадан. Тогда влюбленному Отелло пришла в голову идея свести счеты с жизнью. Но сделать это нужно было публично, чтобы супруга узнала и почувствовала себя виноватой. Ничего другого, как угнать самолет и потом выпрыгнуть из него посреди Черного моря, Александр не придумал.

- Когда он понял, что натворил, стал бормотать: "Что же я наделал, это же меня теперь в тюрьму посадят", - рассказывает Линский. - Очевидно, что все произошло на почве какого-то помешательства.

Александр Линский ездил в Кривой Рог, чтобы опросить родных "угонщика". Обычная семья: мать, отец и сестра. Мать Александра отмечала, что прежде за сыном никаких психических заболеваний не водилось, но после ухода жены он действительно был не в себе.

…В отношении Завгороднего Днепропетровская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело, ему присудили три года принудительного лечения в психиатрическом учреждении. Как сложилось его судьба после - неизвестно. Линского и его помощника-диспетчера, с честью выполнивших свой служебный и гражданский долг, отметили небольшими премиями, да и то лишь после появления сообщения в республиканской газете. Линский считает, причиной тому было то, что в нарушение инструкций он не развернул крупномасштабную антитеррористическую операцию, а ограничился самостоятельным задержанием преступника. К тому же за полтора года до описанного события он сознательно покинул ряды правящей тогда компартии, поскольку был убежден, что правоохранители должны быть беспартийными, они служат всему народу. Следовательно, по мнению руководства, беспартийного сыщика, задержавшего угонщика самолета, выставлять героем было политически нецелесообразно. Поэтому и сам случай решили не предавать огласке. 

Об освобожденной заложнице Розе Канивец известно, что она умерла несколько лет назад. Жила в Днепре, хотя всю жизнь мечтала переехать к матери в Германию.