Белла Бородкина стала одной из трех женщин, расстрелянных по приговору суда за все время советской власти. Две другие - Тонька Пулеметчица и Тамара Иванютина - были отпетыми убийцами.
По материалам беспрецедентного по тем временам уголовного дела Бородкину - заслуженного работника торговли РСФСР и первую бизнес-леди советского пошиба - обвинили в расхищении социалистической собственности на 1 миллион рублей. Железная Белла (так ее называли ее за волевой характер) и правда сколотила целую империю по облапошиванию туристов, обложила данью подчиненных и запустила руку в карман государства. Но в один ряд с убийцами-маньячками ее поставило не это. Женщина стала расходной монетой в борьбе за власть.
В 1978 году в Москве скоропостижно умирает Федор Кулаков, секретарь ЦК КПСС, курировавший сельское хозяйство. На вакантное место претендуют молодой перспективный руководитель Ставропольского края Михаил Горбачев и полновластный хозяин Кубани, 1-й секретарь Краснодарского крайкома КПСС Сергей Медунов.
У Горбачева в покровителях - глава всесильного КГБ Юрий Андропов (земляк будущего вождя перестройки), у Медунова - сам генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев. Выбор пал в пользу Горбачева, и Кубань вздрогнула от масштабных коррупционных разоблачений.
- Дело Беллы Бородкиной, помимо того, что было взято на контроль тогдашним прокурором края Рыбниковым, курировалось со стороны Москвы еще и замом главного прокурора СССР Найденовым, - рассказывает "Комсомолке" Антон Лопатин, помощник прокурора.
Сочувствия эта дама ни у кого не вызывала. Слишком часто она ступала по чужим головам.
- Она родилась в 1923 году в зажиточной еврейской семье в Белой Церкви в Украине, - говорит Антон Лопатин. - Переехала в Одессу, вышла замуж, сменила девичью фамилию Король на Айзинберг. Но и муж, и фамилия у нее вскоре станут другими.
Замужем Берта Король официально была четыре раза. Знакомые уверяли, что она была слишком сластолюбива. Потому мужчины в ее постели менялись регулярно.
- В 1951 году она перебралась в Геленджик и вышла замуж за моряка, отставного капитана третьего ранга Бородкина, - продолжает Лопатин.
В Геленджике Берта, поменявшая свое, по ее мнению, неблагозвучное имя на Беллу, устраивается на работу официанткой в местный ресторан. Оттуда она регулярно носит домой выпивку и накачивает ею мужа. Бородкин не выдерживает такого образа жизни и вскоре умирает. А Белла становится единоличной хозяйкой приличного домовладения.
Вся ее дальнейшая биография - детальный расчет. Она получает образование: сначала среднее специальное, а потом и высшее. И планомерно движется по карьерной лестнице, в 1974 году достигая головокружительного пика - становится начальником треста ресторанов и столовых курортного города.
В материалах следствия подшита схема коррупционных связей директора треста, составленная работниками Главной прокуратуры СССР. Она напоминает хитросплетенную паутину с Бородкиной в центре, к которой тянутся многочисленные нити из ресторанов "Геленджик", "Кавказ", "Южный", "Платан", "Яхта", столовых и кафе, блинных, шашлычных и продуктовых палаток. А от Беллы - к горкому КПСС и горисполкому, отделу БХСС, к краевому тресту и далее к Главкурортторгу Министерства торговли РСФСР.
Известный кубанский историк, писатель и тележурналист Владимир Рунов, хорошо знающий детали этого уголовного дела, отмечает, что работники геленджикского общепита - директора и заведующие, бармены и буфетчики, кассиры и официанты, повара и экспедиторы, гардеробщики и швейцары - были поголовно обложены данью. Каждый знал, сколько он должен передать денег по цепочке, и о том, что в случае отказа потеряет хлебную должность.
|
Владимир Нагорный, следователь Краснодарской прокуратуры, в те годы был в числе тех, кто разбирался с многотомной криминальной биографией Беллы. Он вспоминает курьез:
- Как-то квартиру Бородкиной обокрали. В суде сообщили, что сумма ущерба - 20 тысяч рублей. Для примера: зарплата заместителя руководителя горкома партии тогда была 300 рублей. Представляете разницу? То есть доказать легальность этой суммы Белла не смогла бы. С присущим ей артистизмом Бородкина заголосила тогда, что это опечатка. А на самом деле у нее похитили
2 тысячи рублей. Часть из них якобы принадлежала не ей, а какому-то ее родственнику из Киева.
Оперативники, пришедшие к Бородкиной с обыском, утверждают, что ее дом был скорее похож на склад, чем на жилище. Их поразило несметное количество хрусталя, драгоценностей, мехов, постельного белья - тогда в стране это было в жесточайшем дефиците. А денежные купюры были в прямом смысле закатаны в трехлитровые банки! Так королева общепита пыталась уберечь купюры от сырости.
- Только дома у нее изъяли предметов на 135 тысяч рублей, - рассказывает Антон Лопатин. - По тем временам - сумасшедшие деньги!
Вместе с машинами, сбережениями, имуществом родственников стражи порядка насчитали ущерба казне в миллион рублей. Напомним: автомобиль "Нива" стоил тогда 11 тысяч рублей. А тут миллион. На него целый автопарк можно было купить! Абсолютно все, включая дом, было конфисковано.
Махинаций, благодаря которым жизнь простых работяг общепита (но в первую очередь ее самой) раскрасилась яркими красками, было множество. Начиная от разбавления сметаны водой до срезания стандартных порций.
- Все банально. Если мяса накладывали много, она так и говорила: "Срезай, что это за горы Кавказа?" - вспоминают в прокуратуре.
Кадровую политику Белла тоже вела тщательную. К новичкам приставляла "квалифицированных" сотрудников.
- Она была очень осторожной. На планерках могла устроить разнос, что сметана разбавляется сырой водой, - рассказывает помощник прокурора. - Требовала, чтобы вода обязательно была кипяченой - во избежание инфекций. Проштрафившегося могла разжаловать до сотрудника партийной столовки, где украсть было сложнее.
Но одной из самых прибыльных схем являлось щедрое добавление хлеба или крупы в мясной фарш, уменьшение установленных норм мяса для приготовления первых и вторых блюд. "Сэкономленный" таким образом продукт глава треста передавала в шашлычные. А сюда в курортный сезон не зарастала народная тропа.
Надо ли говорить, насколько Белла была нужна местным партийным лидерам! Покровительствующий Медунову Брежнев любил краснодарские курорты и регулярно сюда наведывался. А Белла умела и встретить, и накормить. На высоких гостях не экономили.
- По свидетельствам очевидцев, она потчевала их черной и красной икрой, коллекционные вина лились рекой, - рассказывает Лопатин. - Естественно, довольный генсек и другие высокие гости такие добрые приемы запоминали. И благодарили.
Следствие и суд шли два года. Для таких масштабных дел - рекордно короткие сроки. По воспоминаниям оперативников, сама Белла до последнего не верила, что ее яркая жизнь, полная ценных знакомств, закончится так трагично. Она была уверена, что закормленные в буквальном смысле ее покровители разберутся с обидчиками. Этим Белла припугивала следователя на каждом допросе. Но вскоре ее пыл поутих и сменился мнимым психическим расстройством. В промежутке между этими двумя крайностями она успела сдать многих своих подельников (их оказалось 24 - от секретаря горкома Погодина до официантов и водителей).
- Высшая мера наказания - это сурово. Но по поводу расстрела суд и гособвинение были едины, - говорит Лопатин.
Расстреляли Беллу весной 1983 года. Приговор привели в исполнение, так и не дождавшись обжалования, ходатайство о котором подал адвокат Беллы.