26 ноября
Загрузить еще

Только один из пяти случаев со смертельным ДТП заканчивается реальным сроком виновному

Только один из пяти случаев со смертельным ДТП заканчивается реальным сроком виновному
Фото: Фото: пресс-служба полиции

В 2017 году за ДТП со смертельным исходом были осуждены 1324 человека, в исправительные колонии отправились всего 276. Такие цифры привел генеральный прокурор. Для людей, посвященный в проблему, они не являются сенсацией.

Как растянут рулетку – так и будет

- Так происходит из года в год, я лично смотрел статистику, - говорит адвокат Александр Сирота. – И крайне редко, когда за аварию со смертельным исходом суд дает максимальный срок.  ДТП при любых его последствиях закон трактует как неумышленное деяние. Если бы водитель давил пешехода намеренно, его бы привлекли за убийство. А так это не тяжкое преступление, на него распространяется амнистия, условный срок, условно-досрочное освобождение.

Ряд дел по авариям с жертвами даже не доходят до суда либо затягиваются на годы. Александр Сирота приводит в пример производство по трагедии в Броварском районе под Киевом. Трое мужчин и женщина пытались столкнуть с дороги заглохший автомобиль, когда на них наехала груженая курами фура. И хоть водитель грузовика, по мнению юриста, допустил ряд нарушений, пять лет уголовное производство волокитится без результата.

- Многие дела просто откладываются следователями в долгий ящик. Если пострадавшая сторона не пишет жалобы, не оббивает пороги прокуратуры, не привлекает депутатов, движения нет, пока не истекает срок давности, - говорит Александр Сирота.

Огромную роль играют экспертизы, которые можно назначать до бесконечности, ожидая, пока утихнет резонанс.

- В экспертизе важны мелочи: как следователь поставил вопрос перед экспертом, как растянули рулетку на следственном эксперименте. Если у следователя есть интерес и эксперт с ним в доле, результаты экспертиз программируются еще до того, как они были начаты, - отмечает наш консультант.

Падает планка самосохранения

При вынесении приговора по ДТП суд учитывает все – начиная от чистосердечного раскаяния, а за этим дело не стоит, заканчивая характеристиками.

- Характеристик обычно приносят в суд много, и все положительные. А если виновник ДТП компенсировал ущерб пострадавшей семье в достаточным для нее размере, суд обычно склоняется к малому наказанию. Допустим, 4 года вместо 8-ми. По приговорам, где не больше пяти лет, можно применять испытательный срок. В итоге виновник получает наказание условно, либо попадает под амнистию, - говорит адвокат Игорь Старицкий.

Родственники погибших, отплакав и отхоронив, обычно рассуждают  здраво: сына – папу – маму не вернуть, а деньги живым нужны.  Их нельзя осуждать, все мы люди с потребностями.  

- Нарушается принцип неотвратимости наказания. У водителей опускается планка самосохранения, - считает  Игорь Старицкий. – Что-то покроет страховка, что-то заплачу - или следователю, или семье, или судье, или всем сразу.

Понятно, что малоимущий автолюбитель находится в менее выгодном положении, чем зажиточный гражданин. Эта категория обычно и попадает в статистику реальных сроков. Исключения составляют также ДТП, получившие большой резонанс либо зацепившее достоинство правоохранителей. Так в июле 2017 года к 6 годам заключения был приговорен депутат Макаровского райсовета Матвей Евсеев, который врезался на своей машине в "Волгу", убив немолодого мужчину и тяжело покалечив женщину. Перед этим депутат устроил стрельбу и совершил ДТП, удирая от полиции. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Генеральный предлагает год без права условности

Есть большая вероятность, что осенью в Раду внесут законопроект по усилению ответственности за ДТП, в том числе, со смертельным исходом. Генеральная прокуратура уже пообещала такую инициативу, а Юрий Луценко даже озвучил юридическое ноу-хау.

Глава ГПУ предлагает ввести для таких преступлений год в тюрьме как минимальный срок – без права на условное наказание.

Инициатива, надо отметить, многим пришлась по душе, так в немного уравнивает возможности бедных и богатых. Но юристы несколько огорошены.

- Написать можно любой закон. Но если к этому предложению относится всерьез, то нужно ломать весь принцип, на котором построены Уголовно-процессуальный и Уголовных кодексы, – считает адвокат Александр Плахотнюк.

Новости по теме: автокатастрофа