26 ноября
Загрузить еще

Бриллианты, золото, свобода или Прокуроров не судят

Бриллианты, золото, свобода или Прокуроров не судят
Фото: Фото: кадры с камер

В этой истории есть все, чтобы она могла лечь в основу увлекательного детектива: коварный аноним, тайный заговор, спецоперация, оборотни в погонах, золото, бриллианты, аресты, бега, даже любовная линия. Нет только одного – неотвратимого наказания. 

На днях стало известно, что Хозяйственный суд Киева принял решение взыскать из госбюджета 25,5 миллиона гривен в пользу ООО "Часовой салон "Кристалл". Но это, поверьте, совсем не конец и не сатисфакция в деле о невиданном по наглости разграблении ювелирного магазина Graff, которое совершила компания из следователей прокуратуры и милиции.

Дело открыли, дело закрыли и сделать все успели

Хрестоматийные гангстеры грабят с пистолетами и автоматами, классические воры делают подкоп или внедряют в объект своего субъекта.  У прокуроров свои методы - уголовное дело и санкция на обыск.

В мае 2014-го году в прокуратуру Печерского района Киева поступило письмо из некоей ассоциации по защите прав потребителей, у которой не оказалось реквизитов – только номер почтового ящика. Аноним сообщал, что в элитных ювелирных магазинах в самом сердце столицы торгуют контрабандными часами, которые к тому же излучают страшно вредную радиацию.

20 мая заявление внесли в Единый реестр досудебных расследований, а 22 мая – за немыслимо короткий срок - в уголовном деле появился уже целый том. Кого допрашивали, когда успели - непонятно. В классическом детективе должен был бы появиться человек с затемненным лицом, который дает указание человеку в погонах.

По нашим данным, спешка затевалась, чтобы быстро  получить санкцию суда на обыск в магазине Graff, где появилась партия невероятно ценных часов. На них якобы и был нацелен план таинственных заговорщиков. Но в прокуратуре начались постреволюционные заварушки, и дело пришлось отложить на три месяца. Через четыре его вовсе закрыли за отсутствием состава преступления, точнее – за ненадобностью. 

Но к этому времени планам суждено было сбыться.

Топориком по сейфу, а сверху - коньячок

20 августа 2014 года перепуганные продавщицы доложили руководству, что в двери ювелирного салона Graff ломятся какие-то граждане с наглыми голосами.

- Я приехал на улицу Городецкого и увидел людей в штатском, а рядом "Газель", полную спецназовцев, - рассказывает директор ООО "Часовой салон "Кристалл" Игорь Брыков. – Думал, рейдерский захват, а это милиция с прокуратурой! Они уже собирались резать двери "болгаркой", но я открыл их своим ключом.

Директор уверяет, что об уголовном деле не ведал ни сном, ни духом, но тем не менее согласился открыть сейфы. Это визитеров не устраивало. Следователи отстранили "господина начальника" и на порог не пустили приехавшего адвоката. Продавщиц и охранников бутика развели по разным комнатам, вырубили электрощитовую, повредили сервер, а сейфы вскрыли топориком, который принесли с собой сотрудники ГСЧС. И… 

В кино здесь была бы замедленная съемка и будоражащая мелодия. Из первого сейфа радетели закона выгребли и рассовали по карманам золотые ручки и часы, но потом стали выкладывать их обратно, потому что во втором оказались серьги, перстни с бриллиантами, дорогие цепи и жемчуга.

Участники обыска так увлеклись, что даже не сообразили, почему возле бутика несколько раз тормозила машина Госслужбы охраны при МВД. Полицейских отправляли обратно, показывая прокурорские удостоверения, и возвращались к "экспроприации".

Праздник души оказался тем более пронзительным, что в бутике участники обыска обнаружили элитный алкоголь и сигары, припасенные для ВИП-клиентов. Все это было уничтожено на "ура". А вот на закуску пришлось потратиться самим – заказали доставку пиццы из ресторанчика.

А за ними подсматривали

Машина с охранниками тормозила неспроста – срабатывала сигнализация. В Graff была резервная система электроснабжения, и хитро вмонтированные видеокамеры зафиксировали всю вакханалию. И как понятой Филоненко прячет золотую цепочку в штаны, и как следователи Мария Васильева и Виталий Забуга из Печерского райотдела милиции рассматривают дорогие украшения, и как бойцы спецназа "Сокол", которым дали 15 минут на разграбление, потрошат коробки с ценностями...  

Скандал грянул через неделю, когда факт ограбления огласил тогдашний генпрокурор Виталий Ярема, публично принеся извинения владельцу магазина. В начале сентября часть похищенного удивительным образом отыскалась под кустиком возле прокуратуры Киева, но это была лишь малая толика пропавших уникальных вещей.

- В 2016 году представитель Генпрокуратуры заявил, что похищенные из Graff драгоценности были найдены во время одного из обысков по делу, якобы их продавали подпольно. Но эти вещи не имели к нашим никакого отношения, - говорит Игорь Брыков.

Куда пропали эксклюзивные украшения, среди которых был перстень швейцарского ювелирного Дома Bellduc с редким по красоте и ценности изумрудом, неизвестно по сей день.

Если кто-то действительно решит писать детектив, то фантазии есть где разгуляться. Например, в "Фейсбук" уже было сообщение, что пара серег, которые якобы собиралась приобрести в бутике одна очень-очень знатная дама, оказалась на другой даме – из прокурорской среды. Пост был воспринят с интересом, но вскоре удален.

… и всем хорошо

По беспрецедентному ограблению было открыто два уголовных дела, которые потом объединили в одно. Основных фигурантов – прокуроров Печерской прокуратуры, а также следователей райуправления милиции того же района - задержали, но не всех. Например, Мария Васильева, явившись на допрос в прокуратуру, попросилась в туалет и – была такова. К следователю она явилась только через год.  Смущенная и беременная.

Мужскую половину "бриллиантового концерна" продержали под арестом недолго – фигуранты дела при своих скромных зарплатах сумели внести нешуточные залоги. Дольше всех – около года - пробыл под арестом прокурор Павел Козлов, но и он оказался на свободе, под крылышком гражданской жены, которая к тому времени приобрела неплохое состояние.

Вот вам и любовная линия. Нет, даже две – Маша Васильева благополучно родила и сменила фамилию на Забуга. Ее избранником и отцом ребенка оказался тот самый Виталий, бывший коллега, с которым вместе посетили Graff. Уважаемый, между прочим, сейчас человек - с адвокатской практикой.

- Статус подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу не является препятствием для получения лицензии, - объясняет адвокат Алексей Сиротин. – Если человек не выслушал приговор, значит, он не виноват.

Словом, все хорошо устроены.  Вон, один из обвиняемых экс-прокуроров даже в должности восстановился, отсудил заплату и ушел в декрет, оставив за собой место.

Тяни судью за мантию

А виноватых вообще нет. До приговора – как до горизонта. Дело об ограблении ювелирки прокуратура Киева передала в суд в 2015 году. Какой нынче у нас на дворе? Правильно, 2019-й. Слушания так и не начались. Не провели даже самого первого, предварительного заседания.

Неудобное дело сначала футболили от судьи к судье, а потом началась игра "тяни судью за мантию". У каждого из десяти обвиняемых свой адвокат, а то и несколько. Итого в списке больше 20 человек. Назначат заседания, а кто-то один не приходит. Все, пиши пропало. По украинским законам строгих сроков для суда нет, откладывай заседания хоть до бесконечности.

На недавнее решение Хозяйственного суда Киева директор ООО "Часовой салон "Кристалл" Игорь Брыков тоже не возлагает больших надежд. За своих служивых государство 25 миллионов гривен с хвостиком просто так не отдаст – будет сражаться в апелляции.  

Сами обвиняемые тоже ни на копейку не раскошелятся. Из десяти только один, экс-следователь милиции давал признательные показания, но в суде и он может от них отказаться.

Тем временем еще одно уголовное производство по ограблению элитного ювелирного салона находится в расследовании Гепрокуратуры. И там тоже никто никуда не спешит.

Комментарий прокуратуры

"Будем подавать апелляцию"

В прокуратуре Киева "КП" в Украине" сообщили, что получили решение суда 2 января.

- Решение будет оспариваться, на это у нас есть месяц, - сказала руководитель пресс-службы столичной прокуратуры Надежда Максимец. – Мы не отрицаем, что наши бывшие сотрудники и бывшие сотрудники милиции совершили противоправные действия, но не согласны с решением Хозяйственного суда Киева.