26 ноября
Загрузить еще

Пожарный инспектор: На пожар в Чернобыль едем со своими подушками и одеялами

Пожарный инспектор: На пожар в Чернобыль едем со своими подушками и одеялами
Фото: Фото: REUTERS

Первый в этом году масштабный пожар, бушевавший в Чернобыльской зоне больше десяти дней, удалось утихомирить, хотя отдельные очаги возгорания вспыхивают до сих пор. Около 4 тысяч гектаров превратились в обугленный лес. Гарь и копоть висит в воздухе над близлежащими областями вот уже несколько дней кряду.

Пока бушевал огонь, в соцсетях поднялась очередная волна волонтерства: помогите пожарным чем можете, у них ничего нет. Что происходит во время таких крупномасштабных пожаров, "КП" в Украине" рассказали сами спасатели.

Первым делом магазин

Когда горит лес, на ЧП выезжают не только местные караулы, но и машины из близлежащих городов и областных центров, что не радует тамошних начальников пожарных частей. Ведь в их распоряжении остается полкараула, не дай Бог, загорится что-то по месту.

Не любят лесные пожары и старослужащие, они точно знают, какое испытание ждет их в ближайшие сутки-полтора. И только молодежь, впервые отправившаяся на такой вызов, испытывает неподдельный интерес – как там будет. А будет вот как.

- Хорошо, если путевой лист с распоряжением отправить отделение на тушение пожара в Чернобыль приходит заранее. Тогда утром из дома успеваем взять с собой еду и воду из расчета на двое суток, - рассказывает нам один из бывших спасателей, который ездил на пожар в зону отчуждения. – Но если вы видите, как возле супермаркета останавливается пожарная машина и самый молодой из спасателей спешит за покупками - знайте: путевой лист на выезд свалился посреди дня. Главное - взять с собой как можно больше питьевой воды. Она уходит на пожаре на раз, два, три.

Кормить на пожаре за счет государства никто не обещал. Как и обеспечить место для отдыха.

От усталости, пожарные валились с ног и спали на обочине. Фото: Фейсбук

- Только не смейтесь, но мы обязательно берем с собой на такие выезды одеяло и подушку, - продолжает наш собеседник. – Спим в машинах или, как все видели на фото в соцсетях во время последнего чернобыльского пожара, на обочине. Благо сейчас тепло.

На наш вопрос, почему не берут армейскую палатку, экс-пожарный смеется: они в снаряжении не предусмотрены, да и бессмысленно. Зачем разворачивать палаточный городок в условиях постоянных передвижений по той же Чернобыльской зоне?

Такую же улыбку вызывает наш вопрос о респираторах или каких-то защитных средствах дыхания.

- Конечно, они есть, но в них за пару часов сваришься, как рак. Дышать очень тяжело, а работать надо сутки. Да и если говорить о Чернобыле, от радиации они не спасают, - объясняет экс-спасатель. – Потому и легкие у нас, как у курильщика с очень большим стажем.

Пропалил берцы - покупай за свои

Кстати, о радиации - всем прибывшим караулам выдают дозиметры. Но главная рекомендация - не уходить далеко от дороги. Эту вводную стараются соблюдать все. Еще во времена аварии на ЧАЭС асфальтированные и проселочные дороги обрабатывались специальными химикатами, чтобы погасить радиоактивный фон. Поэтому тут вполне безопасно.

- Лесные пожары действительно выматывают. Вокруг бурелом, техника не проходит, таскаешь на себе тяжеленные мокрые пожарные рукава, которые весят килограммов пятьдесят, - рассказывает наш собеседник. - Вода заканчивается, надо ехать к озерам, а если незнаком с районом, ориентируешься по карте, в дыму и огне. После такой "романтики" молодых бойцов больше не радует выезд на лесной пожар.

Лесные пожары для спасателей, как пандемия коронавируса для медиков – повод заставить говорить о том, в каких условиях все они совершают ежедневный подвиг. Выехали на лесной пожар в Чернобыль? Ну и молодцы. Премии за такое геройство редкость. Зато постоянное недофинансирование из госбюджета, которое хоронит все надежды на надбавки. Зарплата около десяти тысяч в месяц.

- Ладно надбавки. Но, например, форму синюю и берцы выдают, как правило, раз на три года. И форма-то не износится, все равно поверх нее на пожаре  надеваем защитный костюм, - говорит экс-спасатель. – Но если в берцах влезешь в какую-нибудь жо…у и они придут в негодность, сам за свои бабки себе новые купишь. Вот так и живем.

"Рыжий лес" давно срыт

Но вернемся к главному вопросу. До нынешнего пожара, который уже называют самым большим в истории Чернобыля, возгорания в Зоне происходят регулярно. И, казалось бы, пора уже подготовиться: идет лето – жди огня. Что же произошло сейчас?

Директор Восточноевропейского регионального центра мониторинга пожаров, доктор сельскохозяйственных наук Сергей Зибцев в комментариях "КП" в Украине" отметил: в стране не хватает специалистов по лесным пожарам, которые могут не допустить такого распространения стихии.

- Спасательные службы оказались захвачены врасплох теплой зимой и чрезвычайно ранней весной. Мы готовились к первым возможным ЧП примерно в 20-х числах апреля, но огонь вспыхнул уже 29 марта и охватил 700 гектаров на границе Зоны отчуждения и поселка Полесское, - с сожалением констатирует Зибцев. - Украина перешла в новую фазу: у нас сейчас такие же пожары, как во Франции, Португалии, Испании, близкие, как в Калифорнии и Австралии. Они стали более интенсивными. За эти почти две недели развитие пожара постоянно менялось.

Проехать в лес на машине невозможно. Он завален буреломами. Фото: REUTERS

По словам Сергея Зибцева, в самой Зоне отчуждения есть четыре основные дороги, а попасть в лес на пожарном автомобиле практически невозможно - он завален сухими деревьями, буреломами.

- Останавливать пожар приходится где-то на дорогах. А над ними деревья в виде туннеля, уже соединились ветками. И в случае пожара гнать туда пожарную машину - просто самоубийство. Так и сложилось: ранняя весна, постоянно меняющийся ветер, захламленные леса - все эти факторы не позволяли потушить его быстро. А авиационное тушение при таком сильном ветре неэффективно, - говорит эксперт.

Сами пожарные согласны с мнением, что главная беда Чернобыльских лесов - их запущенность. Техники, не важно новой или старой, на ЧП пригнали много, но пройти она не может, а главное - негде брать воду. Потому спасатели как раз предлагают делать ставку на пожарные вертолеты, которые, в отличие от самолетов, точно сбрасывают воду и гасят верховой пожар.

- Чернобыль будет гореть, но чтобы это происходило не так сильно, необходимо очистить лес, проделать минерализованные полосы, а лесникам ставить по периметру башни, обнаруживать возгорания на ранних стадиях, - объясняют нам специалисты.

Огонь в Чернобыле уничтожил несколько заброшенных после 1986 года сел, а также бывший пионерский лагерь "Изумрудный" - в нем жили первые ликвидаторы аварии на ЧАЭС.

Обнадеживает, что огонь не дошел собственно до ЧАЭС, не задел радиолокационную систему (ЗГРЛС) "Дуга-1", иначе последствия могли быть совершенно непредсказуемыми. Также не пострадал так называемый "Рыжий лес", пожар обошел его по границе. Собственно говоря, того "Рыжего леса", что был 30 лет назад, уже нет, он срыт, а вместо него растет молодой лесок, более редкий и с небольшой травяной подстилкой.

Состав пыли, накрывший Киев, - неизвестен

Экозащитники более резки в своих оценках происходящего, указывая на преступную бездеятельность Государственного агентства по управлению зоной отчуждения.

-  Существует целая система лесных и инженерно-технических мероприятий, которая направлена на то, чтобы пожары локализировались и не становились такими объемными, - объясняет "КП" в Украине" экоправозащитник  Александр  Лупейко. - В Чернобыльской зоне вообще должен работать специальный режим техно-экобезопасности. Но судя по тому, какой масштаб пожара произошел, всего этого там нет.

По словам нашего собеседника, в Госагентство входят более десяти предприятий, отвечающих за самые разные направления работы. Их задача в том числе и не допускать пожаров. К примеру, обкапывать бульдозером места хранения ядерных отходов не во время пожара, а регулярно.

Определенные сложности могут быть и с точностью измерений радиации. Александр Лупейко считает: радиоактивный фон в Киеве и области может быть повышен. 

- Есть информация о том, что пострадал участок так называемого "Рыжего леса". Даже Госагентство по управлению Зоной отчуждения фиксировало в нескольких местах повышенный радиационный фон в Чернобыльской зоне, но данные, как он распространился за ее пределы, у них отсутствуют, - продолжает Лупейко. - Я еще не получал ответ от Государственной инспекции ядерного регулирования, но мне интересны ее выводы. Их специалисты говорят, что альфа-, бета-, и гамма-излучения это одно, но надо еще делать аэрозольные исследования, чтобы понять, как эти частицы перемещаются. А аэрозольных исследований у нас не делают. Хотя именно благодаря им можно понять основной состав пыли, накрывшей в том числе и Киев. 

Кстати

Радиационный фон в столице достигает 0,012 мР/час, а в Киевской области в пределах 0,011 мР/час. Для сравнения: в самом городе Чернобыль этот показатель равен 0,023 мР/час. При этом безвредная для человека норма -  0,05м Р/час.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украина и Беларусь отчитались о радиационном фоне из-за пожаров в Чернобыле 

Зона отчуждения полыхает уже 10 дней.