28 ноября
Загрузить еще

Наши земляки толпами ездят на экскурсии в зону отчуждения

Наши земляки толпами ездят на экскурсии в зону отчуждения
Фото: Фото предоставлено путешествовавшим в зону отчуждения «дикарем» харьковчанином Андреем (свою фамилию мужчина попросил не указывать).

«Чем это путешествие экстремальное?»

 - Перед поездкой я очень много читал, прикинул дозы и понял, что особой опасности там нет, - делится впечатлениями 25-летний Андрей. - Чем это путешествие экстремальное? Мы взяли с собой дозиметры, которые возле реактора зафиксировали максимальное излучение, 400 микрорентген в час. Так что, на мой взгляд, слухи сильно преувеличены.

Вместе с четверкой друзей харьковчанин решился на прогулку в зону отчуждения «дикарями». Продумали маршрут, договорились о пропусках и отправились в путь.

- Больше всего впечатлила Припять. Пустой город - зрелище достаточно непривычное и унылое, - рассказал Андрей. - Кстати, я думал, что реактор - довольно большое строение, а на самом деле он оказался гораздо меньше. К тому же в нашем списке был некогда секретный объект - Чернобыль-2, заброшенные села, свалки техники. В 30-километровой зоне мы ездили сами, а в 10-километровой нам выделили сопровождающего - сотрудника ГАИ.

По словам парня, родные к прогулке в зону отчуждения отнеслись с пониманием.

 «Видели вандалов, которые грузили в самосвал батареи»

 Харьковский программист Сергей решил поехать на экскурсию более цивилизованно, так сказать, официально - устраивался в группу «туристов» через Интернет-ресурс.

- Правда, три года тому назад, когда я ездил, подобные «туры» были еще не отлажены, организация напоминала аматорскую, как сейчас - не знаю, - вспоминает путешественник. - Угрюмый мужчина рассказывал, как все плохо, запущенно. Ходили голодные и холодные. Видели вандалов, которые у соседнего парадного грузили в самосвал батареи. Возили нас и на саму ЧАЭС, правда, не разрешили фото- и видеосъемку. Там вообще нет ощущения отчужденности, то есть обычная рабочая обстановка.

Больше всего Сергея поразила своеобразная архитектура Припяти.

 В «сталкеры» записывают после восемнадцати

 Отыскать, кто предоставляет харьковчанам подобные экскурсионные услуги, оказалось не так-то просто. Телефоны, найденные у подобного предложения в Интернете, не отвечали, а знакомые турагенты заверили, что в Первой столице такого «экстремистского» туризма нет. По их сведениям, в Украине разрешение на подобного рода экскурсии выдавалось только одному столичному оператору.

Набор желающих участвовать в эксклюзивной поездке в Чернобыльскую зону отчуждения и город Припять объявлялся сразу на нескольких сайтах, но все они почему-то ссылались на один и тот же ресурс. В итоге оказалось, что выезды «сталкеров» проходят достаточно регулярно. Причем один из последних был приурочен к 24-й годовщине аварии на ЧАЭС и запланирован на 20 апреля. Стоимость поездки - 100 долларов или 800 гривен. Обязательное условие - «турист» должен быть совершеннолетним, чтобы подтвердить это, с собой необходимо взять паспорт. Так что детям и подросткам, слава Богу, «вход воспрещен».

«Невозможно остаться равнодушным к живописным пейзажам украинского Полесья и таинственному молчанию брошенных сел. Невозможно не ужаснуться гигантскому памятнику человеческой беспечности - Саркофагу. Невозможно не услышать дыхание Припяти. Город ждет нас - приветственно улыбаясь, щурит подслеповатые глазницы окон, впитывает боками домов наши тени, нащупывает руками проспектов наши следы. Загляни ему в душу. Прочувствуй историю, - говорится на сайте. - Максимальный состав группы - 16 человек! Выезд из Киева комфортабельным автобусом».

Чуть ниже маршрута и свода правил были указаны телефоны горячей линии. Официально представившись, прошу разъяснить подробности:

- Скажите, а разрешение на подобные экскурсии у вас есть? Насколько они популярны?

- Никаких комментариев.

 Комментарий МЧС

 - Пару лет тому назад подобными экскурсиями по согласованному и утвержденному маршруту занималось государственное предприятие при Министерстве по чрезвычайным ситуациям, - пояснил помощник начальника ГУ МЧСУ в Харьковской области Игорь Лупандин. - В зоне отчуждения радиация не сплошная, а частичная. Там бывал и президент, и прочие делегации, но безопасные зоны однозначно должны определять специалисты.