Загрузить еще

Урок экологии и энергосбережения от ЮЖД: думать глобально - действовать локально

  В частности, ЮЖД по праву считают  "пионером" во внедрении самых современных технологий, "движущей силой" многих региональных и государственных программ, в том числе в области экологии и энергосбережения. 
 Не секрет, что сегодня экономика Украины является одной из самых энергоемких в мире.  Это не просто больно бьет по конкурентоспособности страны, но и является уже вопросом национальной безопасности.
 Между тем Южная железная дорога за последние двенадцать лет уменьшила свою энергоемкость вполовину.  В  том числе благодаря тому, что по собственной инициативе и за собственные средства внедряет энергосберегающие новинки.  По словам доктора технических наук, заведующего кафедрой "Теплотехника и тепловые двигатели" УкрГАЖТ Станислава Аркадьевича Ерощенкова, идея применения новаций принадлежит начальнику ЮЖД Виктору Остапчуку.
 - Виктор Николаевич - не просто один из лучших руководителей в украинской транспортной отрасли, - говорит Ерощенков. - Он еще и замечательный  инженер, известный за пределами Украины, и настоящий государственник, который реально думает о будущем страны. Благодаря креативности Остапчука Южная железная дорога сегодня идет в ногу с техническим прогрессом, и грех не использовать такой опыт хотя бы на региональном уровне.
 
КАК НА ОСНОВЕ ВОДА САМА СЕБЯ ГРЕЕТ
 
 Один из впечатляющих примеров внедрения энергосберегающих технологий - использование теплонасосных установок, которые работают за счет разницы температур в разных средах. Такой пилотный проект ЮЖД реализовала на станции Залютино (г.  Харьков) еще в 2006 году. Две угольные котельные с ежегодным расходом 75 тонн угля  заменили экономичной швед-ской аппаратурой, использующей тепло земли. И получили  "два в одном": зимой тепловой насос работает (в автоматиче-ском режиме) на обогрев помещений и горячее водоснабжение, летом - на кондиционирование воздуха.  Экономия эксплуатационных расходов за счет внедрения теплового насоса составляет 85-92 тыс.  грн в год, а затраты на приобретение и монтажные работы составили 270 тыс. грн. То есть новая аппаратура окупила себя менее чем за четыре года.  А об экологическом аспекте и говорить не приходится  - никаких выбросов в атмосферу теперь нет. 
 В  декабре прошлого года харьковские железнодорожники ввели в эксплуатацию еще одну теплонасосную установку, на этот раз отечественного производства. Трехэтажное административно-бытовое здание Основянского строительно-монтажного поезда зимой обогревает (а летом - охлаждает) аппаратура, использующая не температуру земли, как на Залютино, а температуру воды из собственной артезианской скважины. 
 
 - Система нормально отработала всю зиму, - утверждает начальник СМП Александр Чумаченко.  - Когда в феврале на улице было минус 19 градусов, в моем кабинете было +22о С. Причем можно выбрать более высокую или низкую температуру, так как каждая батарея регулируется отдельно - в зависимости от предпочтения людей.
 Мощности теплового насоса, обогревающего помещения общей площадью полторы тысячи квадратных метров, хватает с лихвой, еще и резервы есть.
Теплонасос на ст. Залютино
 
 - Вот теплообменник, это насосы, это емкость для запаса воды, -  показывает нам установку начальник службы строительно-монтажных работ и гражданских сооружений ЮЖД Александр Герасименко.
 
 - Довольны работой оборудования? - спрашиваем. 
 
 - Конечно! Раньше, при использовании электрокотла, на отопление ежемесячно расходовалось до 30 тысяч киловатт-часов.  А сейчас за весь первый квартал - только 14,8 тысячи киловаттчасов, то есть за месяц - около пяти, вот и считайте.… Пока в Харькове и в системе "Укрзалізниці" такая система еще не нашла широкого распространения, а потому к нам за опытом приезжают и коллеги-железнодорожники со всей Украины, и  представители харьковских  предприятий, например, завода имени Малышева. Частые гости - студенты кафедры "Теплотехника и тепловые двигатели" УкрГАЖТ. Рано или поздно в Украине, как и во всех развитых странах сегодня, тепловые насосы будут устанавливаться в массовом порядке, так что молодежь хочет  быть в курсе. 
 Добавим, что вскоре возможность ознакомиться с передовыми экотехнологиями появится и у будущих инженеров Полтавщины.  К нынешнему отопительному сезону ЮЖД планирует ввести в эксплуатацию очередную теплонасосную установку на одном из своих здешних предприятий. 
 
МИРГОРОДСКИЙ ГЕЛИОС 
 
 Немалый опыт у Южной дороги и в использовании солнечной энергии.
 - Первые наработки были освоены еще в начале 2000-х годов в одной из наших здравниц - миргородском санатории имени Гоголя. Там функционировала гелиостанция, которая позволяла экономить до 30 тыс.  грн  в год, -  поведали железнодорожники.  - А с позапрошлого  года солнце "отвечает" как за горячую воду в одном из новых корпусов санатория, так и за подогрев открытого бассейна.  Весь процесс управляется в автоматическом режиме.  
 Кстати,  одна из "солнечных установок" расположена на современном вагономоечном комплексе, где выполняется мойка скоростных поездов "Хюндай" и "Шкода".
 
ДОХОДЫ ИЗ ОТХОДОВ
 
 Как известно, проблема отходов - одна из самых актуальных проблем сегодняшней цивилизации.  К сожалению, у нас в стране она решается "ни шатко ни валко".  Ежегодно в Украине возникает более трех ты-
сяч (!) несанкционированных свалок. Страна медленно, но верно утопает  в собственных отходах. 
 Вместе с тем практически любое химическое вещество может быть использовано человеком неоднократно. Правда, для того, чтобы делать "доходы из отходов", необходимо приложить силы, средства и, в первую очередь, продемонстрировать инновационный подход. Именно так подошли к решению проблемы утилизации мусора на ЮЖД. Совместно с Северо-Восточным научным центром НАН Украины и   харьковской НПФ "Технология" Южной дорогой были разработаны и построены мобильные мусороперерабатывающие установки, которые монтируются на обычных железнодорожных платформах. А в 2003 году на станции Люботин появился стационарный мусороперерабатывающий завод, который до сих пор считается одним из лучших.
 Главное, что отличает "железнодорожные" мусороперерабатывающие установки и завод, - экологичность.  Новейшие разработки ряда отечественных университетов предусматривают целых пять степеней очистки выбросов, каталитический дожиг газов и обработку их известью, которая нейтрализует всю органику.  В  результате на "выходе" вредных веществ практически нет.
 Кстати, практичные "южане" не только об экологии заботятся.  Переработка мусора приносит немалую "копеечку".  К примеру, мусороперерабатывающий комплекс МПК-300, расположенный в Харькове, круглосуточно принимает контейнеры с мусором, выгружаемым из пассажирских поездов дальнего следования, и выдает "на-гора" аккуратно упакованное вторсырье: стеклянные бутылки, полиэтиленовую тару, картон, жестяные банки из-под консервов и пива. Все это продается фирмам, занимающимся вторсырьем.  В  дело идет даже сажа, образующаяся после сжигания не пригодного для переработки мусора - ее покупают для предприятий, производящих черный лак.
 Сортировщица мусора Татьяна Ивахненко рассказывает, что работу выбрала, конечно, не по призванию.  Она почти всю  жизнь проработала на одном из харьковских предприятий, а на мусороперерабатывающий комплекс пришла после сокращения.… И не прогадала. Здесь, на Южной дороге, зарплату платят неплохую и вовремя.  Плюс 8-процентная надбавка "за вредность", плюс весь "социальный пакет", который предоставляется работникам дороги, - к примеру, возможность оздоровиться по путевке, большую часть стоимости которой оплачивает ЮЖД. Немаловажная деталь: для работников комплекса (их по штату 20 человек, работают по 5 в каждую смену) созданы отличные санитарно-бытовые условия.  В  капитально отремонтированном помещении имеются  и шкафчики для спецодежды, и мини-кухня, и стиральная машина, и душевая кабина с горячей водой... 
 Конечно, жаль, что в общегосударственном масштабе проблема утилизации мусора остается одной из самых "больных", и огромные свалки продолжают уродовать нашу землю. Но Южная дорога готова делиться своими наработками. 
 - Старый принцип "Думай глобально - действуй локально!" полностью оправдывает себя: чем больше подобных установок будет использоваться для переработки мусора, тем менее острой будет проблема отходов в целом по Украине, - говорит начальник ЮЖД Виктор Остапчук. - Южная дорога готова оказать техническую помощь в создании мусороперерабатывающих установок в районных центрах, больших дачных поселках и селах Слобожанщины. Важно, что наши установки не только экологически чистые, но и мобильные: подгоняй  поближе к свалке и работай!
 
 …ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ ЮЖНОЙ 
 
 На ЮЖД уже более десяти лет действует "Программа энерго-сбережения",  которую по числу включенных в нее новых разработок с полным правом можно отнести к инновационной. У помянем, в частности, о внедрении систем учета и контроля дизельного топлива на тепловозах "БИС-Р" и  "Дельта-СУ", позволяющих экономить  в год от 500 до 700 тонн топлива; модернизации тепловозов 2ТЭ116 электронными регуляторами числа оборотов дизеля, что дает возможность  дороге ежегодно экономить до 950 тонн дизельного топлива; 
Солнечные батареи в санатории им. Н.Гоголя
системе конденсаторного запуска, которая устанавливается на маневровых тепловозах ЧМЭ-3 (экономия до 130 тонн дизельного топлива в год и продление ресурса аккумуляторных батарей тепловозов), замене ламп накаливания на энергосберегающие светильники, тотальной модернизации систем отопления производственных цехов и котельных….  Кстати, в прошлом году  ЮЖД полностью ушла от использования в качестве топлива мазута - в  Купянском вагонном депо была модернизирована последняя котельная,  работавшая на этом дорогом и экологически грязном сырье.
 Но, пожалуй, одним из наиболее важных направлений деятельнос-ти ЮЖД - в области и ресурсосбережения, и экологии - является электрификация стратегических участков магистрали. 
 За последние годы Южная дорога осуществила настоящий прорыв в этом деле. Ровно пять лет назад ударными темпами специалисты ЮЖД закончили электрификацию участка Харьков - Киев.  Дата 20 сентября  2007 года, когда  между двумя столицами Украины - первой и нынешней - было открыто движение на электротяге, навсегда войдет в историю ЮЖД. А в преддверии Евро-2012 ЮЖД превзошла саму себя: практиче-ски за год было  электрифицировано  270 километров на участках Полтава-Кременчуг и Полтава-Красноград-Лозовая.  Это в несколько раз больше, чем в самые плодотворные советские годы. А ведь, кроме собственно электрификации, на этом огромном полигоне с использованием новейших ресурсосберегающих технологий была модернизирована вся инфраструктура - от производственно-бытовых помещений до систем управления движением поездов….
 - Благодаря переводу на электротягу участка от Полтавы до Кременчуга и далее, до границ с Одесской дорогой, мы ежедневно экономим до полумиллиона гривен - за счет отказа от дизельного топлива, уменьшения экологических платежей и т.  д., - рассказывает начальник ЮЖД Виктор Остапчук.  - А объемы грузоперевозок на участке Купянск-Шевченково-Основа-Полтава-Кременчуг (здесь транзитом идут поезда из России в наши черноморские порты) увеличены почти в два раза! И это еще не предел….  Конечно, от проведения электрификации выиграла не только железная дорога, но и Слобожанщина в целом. И не только потому, что были обновлены вокзалы, остановочные пункты и так далее. К примеру, на участке Полтава-Красноград-Лозовая мы построили три новые тяговые подстанции и две - кардинально модернизировали.  Появились новые рабочие места, а главное - дополнительные  мощности, которые можно направить на нужды районов Харьковщины. Мы готовы снабжать электроэнергией и местные коммунальные учреждения, и предприятия малого и среднего бизнеса, прежде страдавшие от недостатка энергогенерирующих мощностей. Ведь, к примеру, мощность тяговой подстанции в Краснограде в несколько  раз больше, чем потребляет сегодня весь Красноградский район. Это серьезный энергетический резерв, новые возможности для региона.
 
Кстати
 
Вторая жизнь "бэушного" полиэтилена
 
 В последние годы использованные полиэтиленовые пакеты превратились буквально в бич для природы, загрязняя окружающую среду на многие десятилетия вперед. А вот на Южной железной дороге использованную полиэтиленовую тару и упаковку научились не только не выбрасывать, но и делать из нее полезные вещи, в частности, трубы.
 Пассажиры, ожидающие пригородные электрички на станциях, наверное, даже не подозревают, что системы звукового оповещения о приближении скоростного поезда частично сделаны из... полиэтиленовой пленки, в которую эти самые скоростные "Хюндаи" были упакованы при доставке в Украину. Впрочем, это лишь видимая (или, скорее, "слышимая") часть "айсберга": ведь ежегодно Южная дорога использует десятки километров новых труб для прокладки подземных линий связи, временных водопроводов к местам строительных работ и т. д.
 Многие годы предприятие закупало асбесто-цементные трубы. В то же время весь полиэтиленовый мусор - отходы от упаковки постельного белья, емкости из-под моющих и отбеливающих средств и т. д. - приходилось вывозить (естественно, не бесплатно) на свалку. Тем временем "в моду" все больше входили полиэтиленовые трубы - легкие, удобные в монтаже, устойчивые к коррозии и, главное, сравнительно несложные в производстве.
Хюндай
 В 2004 году Южная дорога закупила небольшую производственную линию, на которой из измельченного и гранулированного полиэтиленового вторсырья можно выплавлять трубы диаметром  от 25 до 63 мм. Для измельчения "бэушных" канистр, коробок и т. д. приобрели две дробильные машины, а для нарезки и "заваривания" пленки - агломератор. Все это оборудование разместили в одном из цехов Люботин-ской авторемонтной мастерской ЮЖД, и с тех пор оно успешно работает, выпуская для железной дороги необходимое количество труб из сырья, которое еще недавно считалось мусором. Кстати, обслуживают все это производство всего три человека. Так две расходные статьи на Южной дороге превратились в одну доходную.
 - Наша труба получается в два раза дешевле, чем покупная асбестоцементная, а потреб-ность дороги в ней довольно велика, - рассказывает инженер-технолог Ольга Гладкова. - Только в этом году различные предприятия ЮЖД заказали нам 21 км труб разных диаметров - в преддверии Евро-2012 шла масштабная модернизация дороги: электрификация отдельных участков, прокладка систем централизации и связи и т. д. Всюду для прокладки кабелей нужны трубы. Так что наш участок работает на полную мощность. Часть вторсырья мы закупаем на "Харпластмассе", потому что "своего" не хватает: ведь предприятия стараются экономить и рационально использовать материалы для упаковки. Например, раньше для упаковки постелей пленка шла широким рукавом, а теперь - узким, и отходов остается меньше.
 Одно из последних поступлений - пленка, в которую были упакованы сиденья в новых поездах "Хюндай" и "Шкода". Из 100 кг этой пленки (кстати, отличного качества) получилось примерно 100 м трубы диаметром 63 мм.
 На производство одного метра трубы уходит от одной до двух с лишним минут - в зависимости от нужного диаметра трубы и качества гранулированного сырья. Поскольку полиэтилен уже побывал где-то в эксплуатации, точно пред-угадать его "поведение" при плавке невозможно. Поэтому специалистам, обслуживающим производственную линию, нужно обладать опытом, дабы не ошибиться с выбором оптимальной температуры плавления. Чтобы готовая труба не потеряла своей формы, ее еще горячей пропускают через емкость с холодной водой и наматывают на большие катушки.
В земле такая труба гарантированно пролежит без коррозии 50 лет, говорит Ольга Гладкова. Кстати, после этого ее можно снова переплавить, дав "третью жизнь" отработавшему свой срок полиэтилену.
 
Будь в курсе!
 
 Тепловой насос -  это высокоэкономичная и экологически чистая установка для отопления, горячего водоснабжения и кондиционирования, которая использует возобновляемое тепло окружающей среды (земли, воды, воздуха). 
 Сегодня в мире успешно работают десятки миллионов теплонасосных установок. Еще только развивающийся рынок Китая за двенадцать лет достиг объема 18 млн работающих тепловых насосов, обогнав Японию и страны Европы. По прогнозам Международного энергетического агентства к 2020 г. до 75 % отопительных систем в развитых станах мира будут работать на базе энерго-сберегающей теплонасосной технологии.
К сожалению, в Украине пока внедрены лишь единичные образцы.