27 ноября
Загрузить еще

У каждой куклы есть душа

У каждой куклы есть душа

Сегодня во всем мире отмечают праздник люди, профессия которых связана с детством

Рыба и ласточка «играют» без актеров

Профессиональный праздник для главного художника Харьковского государственного академического театра кукол Натальи Денисовой совпал с премьерой спектакля «Дюймовочка». Даже в последние дни перед премьерой работы предостаточно, что-то пришивается, подкрашивается – Наталья не выпускает из рук иголки и ножницы. По законам кукольного театра, художник - такой же автор спектакля, как и режиссер. Например, в «Дюймовочке» Наталья создавала и героев, и декорации.

- В этом спектакле перед нами стояла очень сложная задача, - делится Наталья Николаевна. - Советский мультфильм «Дюймовочка» очень любят дети, и образ главной героини - яркий, запоминающейся. Нам хотелось сделать не менее яркий образ, но не повторяющий мультяшный. Перебрав массу вариантов, мы сделали Дюймовочку, которой ни у кого не было.

По словам Натальи, профессия кукольника уже давно вышла за рамки простого создания куклы-марионетки. Чем больше необычных кукол (сложных в управлении), тем детворе интереснее. Эту аудиторию непросто удерживать. Поэтому кукольники сегодня идут на различные ухищрения.

- В той же Дюймовочке у нас есть большая рыба-глюк – она двигается самостоятельно, без помощи актера – ее фишка колеса, на которых она выезжает на сцену. Есть также ласточка, которую по сценарию Дюймовочка находит замерзшей. Так вот кукла ласточки сделана так, что актер ее не водит, просто есть эмоциональный посыл, рука касается ласточки – передает ощущения. Надеюсь, что зрителям понравится. Я обычно прихожу на спектакль и наблюдаю, какое впечатление вызывает действо – главное, чтобы кукла удерживала внимание детей, вызвала реакцию. А если еще и взрослые под впечатлением, то это высший класс.

- Шапокляк создавала проблемы

Все таинство создания кукол происходит в самом романтичном месте театра – под крышей. На последнем этаже располагают мастерские художников.

- Театр кукол завораживает, - улыбается Наталья. - Не открою секрет, если скажу, что вокруг нашей работы много мистификации. Я уверена: у театральных кукол есть душа, они могут влиять на судьбы своих создателей, актеров. Например, когда мы для венгерского театра делали набор кукол, решили, что старуха Шапокляк будет шкодной и лишенной предрассудков. С первого же дня с этой куклой начались проблемы. Когда голову из гипса отливали, она треснула - я впервые такое видела. Обувь не могли подобрать: она не гармонировала с одеждой и не смотрелась со сцены. Даже пуговицы для платья - и те куда-то делись. Кукла явно капризничала...

Наталья признается, что не любит делать откровенно плохих, злых кукол и всегда старается избегать этой работы. Впрочем, возиться с напомаженными, избалованными принцессами ей тоже не по душе.

- Принцесса должна быть с изюминкой, с секретом. Вот тогда она получается интересной. Вот такие образы мне нравится создавать.

- А какую куклу считаете самой удачной?

- Сложно сказать, они все родные. К примеру, Кот, который «в сапогах», мне очень дорог, хоть он и не играет в спектакле. Просто эту куклу я сделала похожим по характеру на своего домашнего любимца. А из последних работ мне нравится Дюймовочка, удалось создать совершенно необычный образ. Даже моя дочь, много повидавшая разных кукол, попросила меня сделать ей на день рождения такую же куклу.

Кстати, куклы в этом театре – главное богатство. Наверное, поэтому все герои, задействованные в спектаклях театра, хранятся в огромном сейфе. А это - целая комната, обшитая металлом.

- В начале прошлого века в здании, где сегодня находится театр, был банк, - подключается к разговору заведующий литературной частью театра Александр Стогний. - Когда мы сюда въехали, решили поместить кукол туда, где раньше хранили золото, бриллианты и наличку – в огромный сейф. Так что самое главное богатство театра - под надежной защитой.

- Кстати

Как рождается кукла?

Когда главный художник театра и режиссер обсудили выбранное произведение, художник получает задание нарисовать эскизы. После чего появляются глиняные слепки голов, рук, героев, с них лепят папье-маше. Над внутренностями куклы работает специалист, который отрабатывает механику – чтобы двигались отдельные части. Самое сложное - это раскрасить лица кукол. Здесь есть свои секреты. Например, глаза нужно четко выделить темным цветом, чтобы были видны со сцены. Линии возле рта могут обозначить возраст героя. Последнии штрихи – одевание. Тут тоже не все просто. Ведь костюм должен гармонировать с нарядами других героев и декорациями.