28 ноября
Загрузить еще

Во время войны Харьков был поставщиком кадров в морфлот

Накануне Дня морского флота  Украины "Комсомолка" узнала у историков и ветеранов, почему в истории до сих пор так много белых пятен
 
Отбирали тщательней, чем летчиков
 
Несмотря на то, что Харьков находится далеко от моря, во время Великой Отечественной войны на флоте служило довольно много наших земляков. Сказать, сколько точно, эксперты затрудняются. По подсчетам ветеранов-подводников, на всех флотах несли службу несколько тысяч харьковчан. Многие из них так и не вернулись домой.
Подводникам сражаться было невероятно тяжело, против них был задействованы корабли и авиация
 
- Флот и авиация тогда считались элитными войсками, куда проводили очень строгий отбор, - рассказал военный историк Валерий Вохмянин. - Парни должны были быть не только здоровыми физически, но и образованными – закончить, как минимум, 7 классов школы или техникум, разбираться в технике. Харьков, как один из промышленных центров страны, поставлял в морфлот очень много кадров.
По словам Вохмянина, моряков накануне войны отбирали тщательней, чем летчиков. Так, один из подводников вспоминал, что в военкомате, когда он в 1938 году проходил медкомиссию, из сотни здоровых ребят на флот отобрали только его одного.
 
Затонула треть кораблей и подлодок
 
Ожесточенные бои в 40-х годах прошлого века велись на всех флотах - Северном, Балтийском и Черноморском, за исключением разве что Тихоокеанского. В  баталиях участвовало около 3500 различных судов и подлодок, из них последнее пристанище в морских глубинах нашла почти треть.
 
- За всю войну у нас было 623 крупных надводных боевых корабля. Из них погибло 212 судов, - приводит данные Вохмянин. - Боевых катеров с командой от 30-ти до 5-ти человек числилось 2615, из них не досчитались 700.
- А вот из 263-х подводных лодок в строю были всего 205, - вздыхает Николай Филинюк, председатель областной организации ветеранов-подводников им. Фисановича. - Из них мы потеряли 102 субмарины.
Николай Филинюк (на фото втрой слева) возвращает истории имена погибших героев
 
Кстати, дизельные подводные лодки, которые были тогда на вооружении, моряки  называли "ныряющими утками". Субмарина могла находиться под водой до пяти суток, а потом всплывала на поверхность, чтобы провентилироваться.
 
- Подводным лодкам было невероятно тяжело сражаться. Как правило, действовали они в одиночку, а на них сверху наваливались и надводные корабли, и авиация, - разводит руками Валерий Константинович. - Исход боя зависел от того, сумеет ли команда перехитрить противника.
Субмарины того времени развивали не большую скорость. Чтобы спастись, подводные корабли залегали на дно или зависали на допустимой глубине.
 
Морских волков награждали чаще
 
И даже спустя почти 70 лет после окончания войны в истории военно-морского флота много белых пятен. Суда, затонувшие на глубине более 100 метров, вряд ли станут поднимать - водолазам работать там нереально сложно, да и по финансам затратно.
 
- Для многих моряков море стало могилой, но эти суда нужно поднять и перезахоронить останки. Собираем информацию о таких командах по крупицам, - с горечью отмечает Николай Сергеевич. - Рассылаем запросы в военкоматы, но не всегда получаем информацию. Выезжаем туда, откуда призывались моряки, ищем старожилов. Это целое расследование. В 2010 году издали Книгу Памяти подводников военно-морского флота, уроженцев Харькова и Харьковской области, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Еще одна трудность поиска состоит в том, что моряков во время ремонта судна списывали на берег, переводили в стрелковые бригады, а дальше их следы часто терялись.
 
- В 1943 году две таких стрелковых бригады, укомплектованных моряками-тихоокеанцами, участвовали в освобождении Харькова, - говорит Николай Филинюк. – К  слову, если сравнивать рода войск, в пехоте награждали одного из сотни, а на флоте -одного из двадцати. Героя Советского Союза за время войны получило порядка 500 моряков. Среди известных харьковчан это - Фисанович и Ольшанский.
 
В тему
 
Подводник Тоцкий похоронен в "Ленинце"
 
Судьба харьковчанина Анатолия Трофимовича Тоцкого, который служил на Тихоокеанском флоте, долгое время оставалась загадкой. Нет у него и земной могилы. Из экипажа подводной лодки Л-19, не вернувшейся из боевого похода к берегам острова Сахалин, не спасся никто...
 
- Анатолий Тоцкий родился 23 апреля 1918 года в селе Першотравневе Змиевского района, - рассказал "КП" военный историк Валерий Вохмянин. - Подростком пришел работать на Харьковский паровозоремонтный завод, окончил здесь школу ФЗУ, стал слесарем. В 1939-м ушел в армию и по комсомольскому набору отправился на Тихоокеанский флот. Во Владивостоке окончил школу подводного плавания, женился. Плавал на подводной лодке Л-19, так называемом "ленинце".
Вечером 19 августа 1945 года субмарина вышла из Владивостока к берегам острова Хоккайдо для ведения разведки и уничтожения кораблей противника. Война с Японией шла к концу, поход считался нетрудным, поэтому с экипажем пошли пять курсантов. Подводники потопили японский транспорт "Тецуго-Мару" и повредили "Шинке-Мару-2". 22 августа лодка получила приказ перейти в пролив Лаперуза и вести разведку к югу от острова Сахалин. Задача была сложной, так как японцами в проливе было выставлено несколько рядов мин.
 
- 23 августа пришло последнее донесение: "Атакован подводной лодкой противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Больше на связь Л-19 не выходила и из похода не вернулась, - говорит Валерий Константинович. - На ее борту навсегда остались 9 офицеров, 2 мичмана, 48 старшин и матросов, 5 курсантов. Посмертно все они были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.
 
Причины гибели лодки не выяснены до сих пор. Версий много: подрыв на мине, атака авиации, столкновение в тумане, торпедирование американской подводной лодкой - таких ошибок в годы войны было немало. Найти Л-19 удалось всего шесть лет назад – она лежит на 100-метровой глубине в 35-ти километрах от южного побережья Сахалина, в территориальных водах РФ.
- Из-за больших глубин, потенциальной опасности и необходимости использования спецоборудования вряд ли лодку станут поднимать, - сокрушается Вохмянин. – К  сожалению, у Анатолия Трофимовича не осталось ни детей, ни даже фотографий. Зато  данные нашего земляка недавно добавили на Мемориал Памяти на главной аллее ПАО "Электромашина", где увековечены имена 18-ти заводчан, отдавших жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны.
 
Фото: соцсети и предоставлено Валерием Вохмяниным.