24 ноября
Загрузить еще

Филолог Юрий Шевелев бежал на Запад, чтобы не стать убийцей

Филолог Юрий Шевелев бежал на Запад, чтобы не стать убийцей
Фото: Мемориальная доска на доме Садамандры провисела меньше месяца.
Журналист  "Комсомолки" узнал интересные факты из жизни ученого.
 
История жизни Юрия Шевелева - готовый сценарий для голливудского  фильма. В ней есть и дворянское происхождение, которое главный герой скрывал полжизни, и побег из страны Советов ради лучшей доли, и награда за годы голода, смертельных опасностей и скитаний - блестящая научная карьера в Гарварде и признание по всем мире.
 
Вместо "Шнейдер" выбрали русскую фамилию на "Ш"
 
Юрий Шевелев родился 17 декабря 1908 года в Харькове. Он был пятым  ребенком в семье обрусевшего немца, генерал-майора царской армии Владимира Шнейдера и  Варвары Медер. В разгар Первой мировой, когда царили антигерманские настроения,  Шнейдеры отказались от немецкой фамилии в пользу русской. Как писал в мемуарах Юрий Шевелев, искали фамилию на "Ш", чтобы не менять метки на полотенцах, салфетках и носовых платках.
 
Юрий Шевелев почти тридцать лет прожил в доме "Саламандра", в квартире № 46. Генеральская семья въехала в пятикомнатные апартаменты в 1915-м и покинула их зимой 1943 года. Из экономии – генерал с войны так и не вернулся – мать Шевелева сдавала свободные комнаты в аренду.
 
В 1990-х в один из приездов в Харьков Юрий Шевелев вместе с другом, профессором  ХНУ им. Каразина Игорем Муромцевым, наведался в родной дом "Саламандра".
 
- Мы уже подошли к дверям его бывшей квартиры, но Шевелев, как человек воспитанный, вдруг сказал: "Давай не будем беспокоить людей", - рассказал профессор.
 
Когда восстановят варварски уничтоженный знак памяти - неясно.
Даже истощав, не записался в фольксдойче
 
Детство Шевелева прошло в смутные времена – революция, гражданская война.  Гимназии не работали, мальчик получил образование в импровизированной школе на дому. В 20-х годах Юрий - студент филфака университета, а в 30-х уже его преподаватель и аспирант. Интроверт, совершенно непрактичный, Шевелев был абсолютным ученым. Как-то во время германской оккупации Юрий отправился на рынок с последними деньгами – купить что-то съестное: картофельные очистки или горсть зерна. А вернулся… с чудом уцелевшим томиком Николая Хвылевого.
 
Шевелев выживал в занятом немцами Харькове, как мог. Первая зима 1941-1942 годов была рекордно холодной, но страшнее мороза был голод. Деньги и припасы закончились,  рынок не работал. Чтобы разжиться продуктами, ученый с друзьями носили вещи по соседним селам. Но, даже истощав, Шевелев не записался в фольксдойче (так оккупанты называли этнических немцев. - Авт.), чтобы получать продукты по талонам. Отказ от благ спас ему жизнь: всех родственников лингвиста, получавших льготы от германцев,  после войны уничтожили в сталинских лагерях.
 
Юрий Владимирович в 90-х несколько раз приезжал в родной город.
Взял в эмиграцию словари и детское одеяло
 
Почему же Шевелев не отправился в эвакуацию? По тем же причинам, по которым бежал затем на Запад. Пацифист по натуре, сын царского генерала не имел ни малейшей склонности к военному делу и даже провалился на экзамене, не сумев освоить ружье.
 
- В 1941-1945 годах я делал все возможное, чтобы избежать солдатчины… Я никогда не убил человека, и всегда думал, что убийство на войне – точно такое же убийство, что и без войны, - пишет Юрий Шевелев в мемуарах.
 
Второй причиной бежать подальше от советской власти стало то, что в первые дни войны ученого завербовал НКВД. В мирное время Шевелев отказался бы от доносов. Но тогда всех несогласных "расстреливали или… сжигали живьем в закрытых сараях. Нужно было выиграть время до прихода немцев", - вспоминает ученый. Филолог должен был раз в неделю встречаться с чекистом, но ценной информации Юрий не приносил.
 
В эмиграцию Шевелев взял с собой три словаря: немецкий, правописный – если подвернется работа редактора, и этимологический – для научных исследований. Из вещей – лишь маленькое ватное одеяльце и эмалированный ковшик: их купили накануне рождения Юрия.
 
- Одеяльце в условиях военных путешествий изорвалось, но мама его старательно залатала. У ковшика оббитые края, эмаль слезла, есть маленькая дырочка. Но я их берегу, эти две вещи, в них будто бы вся моя биография от рождения, через скитания в военной и послевоенной Европе… аж до Америки, - писал ученый.
 
Перед смертью Гончар извинился
 
Среди многочисленных учеников Юрия Шевелева был и Олесь Гончар. Ученый сразу заметил литературные способности студента и называл его одним из лучших. В июне 1941 года Олеся, как и многих других, отправили на передовую. Спустя месяцы до Шевелева дошли слухи, что Гончар ранен и лежит в госпитале в Донбассе. Позже оказалось, что в 1942 году Олесь попал в плен и находился в заключении на Холодной горе. Юноша написал записку своему преподавателю, чтобы тот поручился за него перед немцами и вызволил из неволи. Шевелев послание не получил и долгие годы ничего не знал об этом эпизоде. Зато Гончар был уверен в обратном и затаил обиду на учителя. До конца своих дней писатель, возглавлявший комиссию по присуждению Шевченковских премий, не позволял наградить Шевелева.
 
- Но перед смертью Гончар извинялся за свои поступки, - рассказал Игорь Муромцев, который 10 лет переписывался с Шевелевым.
 
В тему
 
Премию потратил на компьютеры для школьников
 
Впрочем, Юрий Шевелев премию им. Шевченко все-таки получил. На эти деньги в  харьковской гимназии № 6 обновили компьютерный класс. Первый компьютер в Харьковском литературном музее появился в 1992 году - тоже подарок Шевелева.
 
- Ученый жертвовал деньги на украинские организации и людей, а на себе экономил. В  1995-м у него сломалась пишущая машинка, по возрасту - чуть ли не ровесница владельца. Но Шевелев не побежал за новой, а отдал технику в ремонт, - рассказала  замдиректора литмузея Татьяна Трофименко.
 
Незадолго до смерти Юрий Шевелев передал свою богатейшую славистическую библиотеку, которая среди частных собраний считалась одной из лучших в мире,  Токийскому университету. Объяснил просто: японцы активно изучают языки и  литературу славянских народов.
 
Справка "КП"
 
Юрий Владимирович Шевелев, псевдоним Шерех, выдающийся языковед-славист и литературовед, ученый мирового уровня. Преподавал в Гарварде, стал профессором Колумбийского университета и почетным доктором Альбертского и Лундского университетов. Полиглот. Свободно владел многими европейскими языками: английским, немецким, шведским и рядом славянских языков.
 
 
 
Фото: сайт Медиапорт, соцсети, Харьковский литературный музей.