22 ноября
Загрузить еще

"Нам показали чужой дом и заявили: выбирайте квартиры"

Фото: Фото: Артем СЛИПАЧУК.

Обрести свое жилье в столице - это мечта, ради которой люди готовы выложить все до копеечки. И как же страшно осознать, что деньги оказались в руках мошенников. Именно в такое положение попали герои нашей истории. И такая же участь грозит многим другим, если не быть осмотрительными.

ПРИМАНКА - ДЕШЕВЫЙ КВАДРАТ

О том, что невеста досталась с "приданым", Сергей Пилипчук узнал, когда они с Ларисой прочно решили соединить свои судьбы. И несказанно обрадовался: с милой рай и на съемной квартире, а уж на своей - так втройне! 

- В столичный жилищно-строи­тельный кооператив "Святошинский регион" под председательством Ирины Скобцевой (до приговора фамилии подсудимых изменены. - Ред.) Лариса вступила еще до нашего знакомства вместе с сестрой в конце весны 2007-го. Все документы, казалось, в порядке, а главное - очень выгодная цена, - рассказывает Сергей. - Стоимость квадратного метра составляла $750, тогда как обычно она была не меньше $1000. Чтобы вложить в строительство $28 000, Ларисе пришлось не только взять кредит, но и вытряхивать копилки у родственников.

Возводить дом обещали в городке Вишневом под Киевом. Застройщиком выступала вполне солидная компания. Не обратили инвесторы внимания только на одно: договор был составлен не с ней напрямую, а с дочерней фирмой, которую представлял один-единственный человек - Вячеслав Опонченко. Квартиры обещали через полгода, но их никто так и не увидел. Вместо Вишневого председатель кооператива переключилась на Академгородок (район столицы. - Ред.), потом снова стала говорить о пригороде. Так тянулось до 2009 года, пока инвесторы не начали разыскивать друг друга, чтобы вместе выяснить: что же происходит с их деньгами? 

ВСЕ "ЗАРЫЛИ" В БЕТОН И ЩЕБЕНЬ

За два года с доверчивых людей было собрано около 7 миллионов гривен - это средства, которые из кооператива через банк переводились на "дочку" строительной компании и старательно "закапывались" в бетон и щебень, которых по документам набралось столько, что можно было выстроить половину Киева. Других намеков хотя бы на начало строительства не было и в помине. Всего же, как уверяет Сергей, в карманы мошенников утекло 12 миллионов. 

- Не сразу мы узнали, что Скобцева по образованию медсестра, в строительстве ничего не смыслит, - вздыхает Пилипчук. - В 2009 году с нами провернули еще одну аферу. Помощницы Скобцевой стали возить инвесторов в Софиевскую Борщаговку под Киевом, где показывали дома и предлагали выбирать квартиры. Мы с женой уж было решили, что наши мытарства закончились, но когда через месяц я наведался в "свое" жилье, оказалось, что там уже живут люди. Нам просто показывали чужие дома!

Ни на следствии, ни в суде Скобцева не призналась, куда уплыли денежки. Хотя вину свою признала. Две ее помощницы - демонстраторши чужих квартир - проходят по делу как свидетельницы. Дочернее предприятие в лице гражданина Опонченко обанкротилось, сам он сидит в СИЗО, но по другому уголовному делу. Инвесторам "Святошинского региона", выходит, ничего пока и не должен.

Сейчас Сергей занимает должность председателя "Святошинского региона". Инвесторы в надежде на благополучный исход постарались сохранить кооператив. Фото: Артем СЛИПАЧУК. 

ВИНОВНИЦЕ ГРОЗИТ ТОЛЬКО ШТРАФ

Скоро будет три года, как тянется судебная канитель. Семья Пилипчуков и их товарищи по несчастью боятся, что дело так и сойдет на нет. Но живут с надеждой, что деньги все-таки найдут и вернут.

- Мы, когда поженились, решили, что не будем заводить ребенка, пока не построим свое гнездо, - говорит Сергей. - А потом поняли, что так и останемся без малыша, если будем ждать. На судебные заседания жена беременной начала ходить, а сейчас нашему сыну уже два года…

В прокуратуре Святошинского района предполагают, что судебный процесс вскоре должен подойти к концу.

- Официально по делу проходят 79 потерпевших, ущерб составляет более 8 миллионов, - рассказал "Комсомолке" зампрокурора Святошинского района столицы Юрий Шевченко. - При заключении договоров с инвесторами кооператив не имел земельного участка под застройку, да и сами договоры были только авансированы застройщикам, после чего "Святошинский регион" утратил право на получение жилья от застройщика. 

На имущество Скобцевой - ее квартиру и участок земли под Киевом - наложен арест. Но этого, конечно же, не хватит, чтобы возместить ущерб.

- Привлечь подчиненных Скобцевой к ответу в данном случае мы не могли, так как по закону всю ответственность несет лицо, которое принимало решения и подписывало документы, - говорит Юрий Шевченко. - Скобцевой инкриминируется превышение служебных полномочий. Эта статья УК предусматривает штраф, который должен быть не ниже суммы причиненных убытков. Вот если она не оплатит присужденную сумму, то в последующем меру наказания могут заменить на лишение свободы.

 НА ЗАМЕТКУ 

Адвокат Алексей Гончарук много лет занимается проблемами пострадавших инвесторов.

Что надо знать, чтобы не стать жертвой аферистов 

Чтобы предостеречь от ошибок тех, кто сейчас собирается стать инвестором, "Комсомолка" обратилась за советами к адвокату, президенту Ассоциации обманутых инвесторов Алексею Гончаруку.   

- Согласно последней обнародованной Минрегионом информации в Украине насчитывается 208 проблемных объектов жилого строительства. По данным нашей ассоциации, их в полтора раза больше, - говорит юрист. - Только по Киеву я знаю около шести объектов очень известных и крупных компаний, которые могут оказаться аферой. Когда человек покупает машину, он ищет специалиста, который в этом смыслит. А покупка жилья для украинцев почему-то занятие интимное. Но такое решение нельзя принимать в одиночку! Человек без опыта просто не сможет охватить то количество факторов, которые нужно учесть, чтобы не попасть на удочку к мошенникам.

Если вы готовы вложить в строительство квартиры  десятки тысяч долларов, не поскупитесь на пару сотен, чтобы опытный юрист или риэлтор проверил все документы и собрал досье на фирму, с которой вы собираетесь сотрудничать.   

Не думайте, что все хорошо, если вам продемонстрируют лицензию на право вести строительную деятельность, это не дает никаких гарантий. Лицензию можно просто купить.

Необходимо убедиться, что земельный участок под  строительство действительно принадлежит тому, кто инициирует застройку. Идеальной можно считать ситуацию, когда компания, привлекающая деньги,  является носителем первичных прав на землю, но такие случаи встречаются редко, чаще права делегируют. Если застройщик отказывается показать документы, это очень плохой сигнал. Обратитесь в органы местной власти, чтобы узнать, когда и кому осуществлялся землеотвод, сделайте запрос в прокуратуру. Решения о передаче земли часто бывают спорными.  

Постарайтесь, чтобы между вами и застройщиком не было посредников. Договоры лучше всего заключать напрямую. Если вы все же рискнули вступить в строительный кооператив, внимательно читайте уставные документы. Часто они составляются так, что принимать решения имеют право только учредители, а не коллектив инвесторов. Значит, решения могут быть не в вашу пользу.

Убедитесь, что застройщик имеет разрешение на проведение строительных работ. Наличие только земли тоже не гарантия. Нужно обратиться с запросом в Государственную строительную инспекцию. Желательно сослаться на закон о доступе к публичной информации, чтобы ответ был гарантирован.  

Внимательно изучите людей, которым хотите доверить деньги. Присмотритесь, как они себя ведут, как говорят. Не постесняйтесь попросить трудовую книжку, собрать конфиденциальную информацию: что делал раньше, с кем общается. Если окажется, что опыта в вопросах строительства нет, это очень большой риск. Человек может иметь благие намерения, но не знать, как их реализовать, делать ошибки, просчитываться. Даже если он не хочет вас обманывать, могут обмануть его.