Загрузить еще

Памятные старые елки

ГОД ЮБИЛЕЯ КРЕЩЕНИЯ 

Новый год, пришедший 125 лет назад, был для киевлян чрезвычайно важным и, можно сказать, долгожданным. Ведь то был 900 год со времени Крещения Руси. Киевляне, не избалованные тогда значительными общественными событиями, нетерпеливо дожидались юбилея. Поскольку именно в Киеве происходили важнейшие события, связанные с крещением при князе Владимире, киевский митрополит Платон заблаговременно представил в Синод проект проведения торжественных мероприятий в "матери городов русских". 

Правда, высшее церковное руководство затянуло со своим вердиктом: постановление Синода о юбилейном праздновании состоялось только в феврале 1888-го. Времени до июля, на который были назначены торжества, оставалось совсем немного - но горожане, заранее настроенные достойно отметить выдающуюся годовщину, не подкачали. Девятисотлетие Крещения Руси прошло в Киеве с большим подъемом, в присутствии многочисленных гостей; кульминацией стало грандиозное водоосвящение в купели на берегу Днепра. 

Среди парадных мероприятий было и открытие памятника Богдану Хмельницкому. Из-за недостатка средств его сооружение чрезвычайно затянулось, и город мог бы встретить юбилей с недоделанным монументом на древней Софиевской площади. Но, к счастью, за дело взялся киевский архитектор Владимир Николаев, и благодаря его усилиям работы удалось завершить вовремя. Как раз к началу 1888 года определились с общим обликом площади у памятника, который решено было окружить чугунной оградой с красивыми фонарями по проекту того же Николаева.

Купеческий клуб (находился на холме, срезанном при строительстве арки Дружбы Народов) - один из популярных мест празднования Нового года. С открытки начала ХХ в.

ГОД ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКИ

Встречая век тому назад Новый 1913-й, наши земляки еще не подозревали, что это будет завершающий год всей эпохи "доброго старого времени", последний год привычного мирного уклада, что впоследствии статистика на 

1913-й станет мерилом дореволюционного уровня жизни. Многих тогда занимала предстоящая громкая дата - 300-летие Дома Романовых. Юбилей царствующей династии предполагали отмечать начиная с 21 февраля (6 марта) - дня избрания на царство в Москве Михаила Федоровича Романова. Уже под Новый год повсюду в империи велась соответствующая подготовка.

Но у киевлян был и другой повод к радости от встречи этого года. Именно на 1913-й была назначена Всероссийская Киевская выставка, ставшая одним из самых ярких событий в истории нашего города. По случаю выставки был совершенно преображен уголок города у подножия Черепановой горы, где раньше находился заурядный рынок. Даже в канун Нового года, 31 декабря, организаторы продолжали изучать место будущей экспозиции, внося уточнения в проект. А в мае, когда Всероссийская выставка "достижений капиталистического хозяйства" наконец открылась, посетителей встретил эффектный ансамбль павильонов, колоннад, клумб и фонтанов, парадных лестниц и прочих сооружений. 

Жаль только, что последующие события были немилосердны к выставочному комплексу. Капитальные каменные павильоны не пережили будущих войн и разрухи. Уже в советское время на месте выставки был устроен стадион - нынешний НСК "Олимпийский" - с открытой площадью перед ним.

Новогодние анонсы в киевской прессе конца 1917 года. 

ГОД ПЕРВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

В самый последний раз официальное празднование Нового года по старому стилю состоялось 95 лет назад, при наступлении 1918-го. Нетрудно представить себе, насколько бурными и противоречивыми были тогдашние общественные события. Если начало 1917 года киевляне встретили еще в царской России, то в конце его была провозглашена Украинская Народная Республика, полным ходом шли выборы в Украинское Учредительное собрание. Под самый Новый год были уже отпечатаны первые национальные банкноты в 100 карбованцев. 

Правда, война и неразбериха накладывали свой отпечаток. В канун Нового года Городская дума проголосовала за очередное повышение цен на дрова. Керосин горожане давно уже получали по карточкам, с продуктами тоже были проблемы. И все же жители Киева не видели причин отказать себе в новогодних развлечениях. Практически все крупные залы - цирк, театры, Купеческое собрание (здание сегодняшней филармонии), Купеческий и другие клубы, рестораны - были использованы для устройства разнообразных елок. В должный момент под бой часов там прозвучало традиционное: "С Новым годом, с новым счастьем!" 

Однако наступивший январь принес грозные события. Вой­на с Советской республикой побудила Центральную Раду официально провозгласить независимость Украины. Между тем сторонники большевиков подняли в Киеве восстание, а красные войска, выйдя на левый берег Днепра, начали артиллерийский обстрел города. Под этот грохот, в дыму пожаров новый 1918 год нес с собой новую эпоху... 

Строительство памятника Богдану Хмельницкому. Фото 1888 года.

В ТЕМУ 

Трезвые украинцы и пьяные сталинисты

Фактически начатые в конце 1917 года военные действия между советской Россией и УНР к рождественским праздникам еще не добрались до Киева, и здесь отношение к ним было поначалу ироничным и насмешливым. В начале января 1918-го, сразу после Нового года, в киевской газете "Последние новости" был помещен стихотворный фельетон под названием "Полтавский бой", перепевавший известные строки Пушкина. В нем ехидно изображались большевистские рати, наступающие на Украину и упившиеся "в хлам" вопреки продолжавшему действовать на территории бывшей Российской империи с 1914 года сухому закону.

Любопытно, что уже в тот период одним из главных врагов Украины был назван Сталин - тогдашний нарком Советской республики по делам национальностей. Его облик в фельетоне маячит за непосредственными "полководцами" красных частей - Антоновым-Овсеенко, Муравьевым и прочими:

...Но вот вослед - 

угрюмый Сталин, 

Он озабочен и печален...

И двинул манием руки

Он на украинцев полки.

Но где он, где он, 

миг победы?

Где революции штыки?

Глядят вокруг украйно-еды,

Как тают, тают 

их полки...

А под кустами в трансе 

пылком, 

Лишь издавая храп слегка,

Припавши к выпитым 

бутылкам,

Лежат могучие войска...

Подписаны эти строки "Ядов". Их автор Яков Ядов (Давыдов) - впоследствии знаменитый одесский поэт-сатирик, автор слов популярнейшей песни "Бублички" - в ту пору жил в Киеве и сотрудничал с издателем "Последних новостей" Григорием Брейтманом. Непочтительный отзыв Ядова о товарище Сталине, по-видимому, остался незамеченным: фельетонист потом активно работал в советской печати и для эстрады, умер он своей смертью в 1940 году.