Загрузить еще

Это был только сон?

Не так давно "КП" в Украине" отметила факт исчезновения со стены "желтого корпуса" Национального университета имени Шевченко памятного знака в честь Анатолия Луначарского. К сожалению, эту тему в Киеве приходится продолжить в связи с другим зданием. Речь пойдет о Театре оперетты на Красноармейской (Большой Васильковской). 

Без денег, но с добрым именем
 
Первоначально строение, в котором теперь находится Театр оперетты, было известно как Троицкий народный дом. Его создали энтузиасты народного просвещения ради культурного досуга простых киевлян, для приобщения их к театру, к науке, к литературе. Название было связано с тем, что здание выстроили рядом с Троицкой церковью (стояла на углу Жилянской и Большой Васильковской, не сохранилась).
Троицкий народный дом на заключительном этапе строительства. Фото 1902 г. Фото: автор.
 
Народный дом в Киеве был организован благодаря усилиям местного Общества грамотности. Надо подчеркнуть, что на первых порах инициаторы не располагали ни земельным участком, ни деньгами. Но зато у них было упорное желание добиться своей цели. Руководил Обществом грамотности Владимир Науменко - известный киевский педагог. Значительную помощь ему оказывал профессор университета Иван Лучицкий, согласно решению совета Общества возглавивший специальную комиссию по строительству. Они и их единомышленники в 1900 году убедили киевского мэра Степана Сольского выделить место для будущего народного дома из городской земли за счет территории Троицкого рынка. 
 
Вскоре нашлись и средства - тоже благодаря помощи добрых людей. К примеру, гражданский инженер Геннадий Антоновский, занятый по горло службой на посту губернского архитектора, ради общественного блага согласился бесплатно создать проект Троицкого народного дома, а затем бесплатно же руководить строительством. Не одну тысячу рублей на строительство пожертвовали благотворители (наибольшую щедрость проявил "сахарный король" Лазарь Бродский); кое-что удалось получить в виде дотации из бюджета, кое-что - в кредит. Подрядчик Лев Гинзбург, тоже сочувствовавший замыслу Общества грамотности, согласился сделать значительную уступку. 
 
В результате, начав буквально с нуля, инициаторы всего лишь за два года добились полного успеха. К концу 1902 года строительство Троицкого народного дома удалось завершить. Здесь был устроен зал на 1000 мест (ныне - 799), который можно было использовать для проведения общедоступных спектаклей или популярных лекций. 
Фасад Театра оперетты в нынешнем виде. Фото: Wikimedia.
 
Колыбель украинского театра
 
Науменко и Лучицкий принадлежали к числу сознательных украинцев, ревнителей национальной культуры. Соответствующую политику проводило и Общество грамотности, заведовавшее Троицким народным домом в первые годы его существования. В этих стенах находилась редакция знаменитого исторического журнала "Киевская старина", который издавал Науменко. В период общественных волнений зал народного дома был предоставлен массовым собраниям; в бурном ­1905-м в этом помещении были организованы первые киевские профсоюзы. А в 1907 году в Троицком народном доме был открыт первый стационарный украинский театр. Возглавлял его выдающийся актер и режиссер Мыкола Садовский (Тобилевич). Ведущей актрисой театра была гениальная Мария Заньковецкая.
 
Правда, после того как полиция произвела в народном доме обыск и изъяла литературу "крамольного" содержания, Общество грамотности было закрыто. Здание перешло в ведение городских властей. Однако Садовский вплоть до 1916 года продолжал руководить в этом помещении своим театром. Потом в Троицком народном доме действовали другие сценические коллективы. Среди них можно упомянуть, к примеру, Молодой театр Леся Курбаса. При Центральной Раде здесь же был создан так называемый Национальный образцовый театр, на основе которого затем образовался Народный театр - в их составе были заняты многие корифеи украинской сцены... 
 
Наконец, в 1934 году бывший Троицкий народный дом передали Киевскому государственному театру музыкальной комедии, ныне Киевскому нацио­нальному академическому театру оперетты. Его встречи со зрителями начались в декабре 1935-го постановкой неувядаемой "Летучей мыши" Иоганна Штрауса - и с тех пор продолжаются уже около восьми десятилетий.
Мемориальная доска в честь Мыколы Садовского.
 
Исчезли, чтобы вернуться?
 
Еще в 1927 году фасад здания на Красноармейской, слева от входа, украсила мемориальная доска в честь первых профсоюзов. Это был один из самых ранних памятных знаков нашего города. Помещенный на нем оригинальный рельеф выполнил известный скульптор-монументалист Бернард Кратко, так что доска имела бесспорную художественную ценность.
 
Позже, в 1957-м, на той же стене почтили Мыколу Садовского и его театр. Бронзовый профиль корифея украинской сцены появился на гранитной доске справа от входа. 
 
Однако в последние годы театр как-то без особого уважения относился к этим знакам памяти. Не раз случалось, что изображение Садовского было прикрыто транспарантами по случаю предстоящих премьер. А доску в честь профсоюзов, несмотря на ее уникальность, наполовину загораживала вывеска Театра оперетты. 
 
И вот не так давно оба знака вообще исчезли с фасада. Сняли их по случаю ремонтных работ, так что поначалу можно было надеяться, что это отсутствие - временное. Увы, месяц идет за месяцем, театральные таблички и анонсы прочно обосновались на лицевой стене поверх свежей краски, а памятные доски не возвращаются. Теперь может показаться, что они лишь приснились киевлянам.
 
Но, как известно, в знаменитой оперетте Кальмана поют: "Пусть это был только сон - мне дорог он!" В данном же случае речь идет о выдающихся событиях, случившихся наяву, и они тем более дороги киевлянам. От руководства Театра оперетты автор получил заверение, что доски целы, но требуют реставрации, а со временем их установят на прежние места. Хочется в это верить, да только процесс возобновления памятных знаков уже занял едва ли не больше времени, чем заняло в свое время их изготовление... К слову, стоило бы отразить на фасаде театра также память о создателях Троицкого народного дома - Науменко, Лучицком, Антоновском. Ведь без их самоотверженных усилий нынешнее помещение Театра оперетты просто не было бы построено! 
 
КСТАТИ
 
Начало киевской Шевченкианы
 
Увлечение строителей Троицкого народного дома украинской культурой проявилось еще и в том, что в художественное оформление этого здания органично вошли бюсты наших великих земляков: слева - Николая Гоголя, справа - Тараса Шевченко. Теперь в украинской столице не редкость скульптурные изображения Шевченко - в парках и музеях, на территории учебных заведений, на станциях метро и т. д. А тогда царские власти не очень-то жаловали великого поэта и художника. Насколько известно, то был первый пример увековечения Кобзаря в киевском монументальном искусстве. Пока, к счастью, бюст еще не убран и не прикрыт театральными афишами.