Загрузить еще

Как выглядел Киев через объектив кинокамеры ФОТО

«Истребители»

1939 год, Киевская киностудия (ныне Киностудия им. Довженко)

На довоенный Киев мы можем посмотреть в картине Эдуарда Пенцлина «Истребители» с Марком Бернесом в главной роли. В объектив кинокамеры попали улицы Банковая и Институтская образца 1939 года. А лестницу у Оперного театра, по которой сбегает один из летчиков, теперь можно увидеть только в кино и на фотографиях.


Лестницу возле Оперного театра теперь можно увидеть только в старых кинофильмах.

К слову, «Истребители» увековечили некоторые виды довоенного Киева и внесли свой посильный вклад в развитие рекламного бизнеса столицы Украины. Точнее, не сама картина, а актеры, которые в ней снялись: Николай Крючков, Петр Алейников и Борис Андреев. Во время очередного отмечания удачного завершения съемок эта троица, со слов самого Андреева, забрела на ночевку… в мебельный магазин. Будучи в изрядном подпитии, актеры представились сторожу каким-то высоким начальством и расположились, ни много ни мало, в витрине магазина, уютно устроившись на спальном гарнитуре. Там же их следующим утром и застала милиция. Выпустили актеров благодаря хлопотам директора мебельного магазина, который за один день выполнил месячную норму продаж. В знак благодарности актеры провели еще одну ночь в магазине, тем самым сделав своего спасителя передовиком торговли. 

- Потом, конечно, я долго письма получал, похожие по содержанию, - вспоминал через многие годы Андреев на одном из своих творческих вечеров. - Дескать, товарищ Андреев, очень просим поспать в витрине нашего мебельного или магазина постельных принадлежностей. А было и одно письмо с просьбой поспать ночь в витрине магазина похоронных принадлежностей прямо в гробу, поскольку у них плохо идут эти самые сосновые гробы…

«Она вас любит»

1956 год, «Ленфильм»

В лирической комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича с участием уже известного Георгия Вицина и только дебютировавшего Александра Ширвиндта внимательный зритель без труда узнает площадь Льва Толстого, побережье Днепра в районе тогда еще не существовавшего моста на Труханов остров, Владимирскую горку и Летний кинотеатр, который на ней когда-то располагался. Большая часть съемок проходила в Киевском зоопарке, а некоторые его обитатели стали полноправными актерами картины. 

Не обошлось и без казусов. 


Если бы комедию «Она вас любит» снимали сегодня, герою Вицина пришлось бы доставать билет не в Летний кинотеатр, а в Украинский дом.

- Лев, который снимался в одном из эпизодов, оказался на свободе, - рассказал «Комсомолке» директор Музея трех актеров (Вицина, Никулина и Моргунова. - Прим. авт.) Владимир Цукерман. - Оператор и Ширвиндт мигом взобрались на ближайшую клетку, а Вицин как ни в чем не бывало отыграл свою роль. Подошел ко льву, постоял возле него, развернулся и ушел. Дрессировщик Борис Эдер чуть с ума не сошел - ситуация была действительно кризисная. 

Еще был случай. Кто-то со съемочной группы написал Вицину любовную записку, мол, вы такой смелый, красивый - вы мой идеал. Вы обязательно должны проехаться на акваплане. После съемок я хочу с вами встретиться. И подпись - Клава. На акваплане Вицин проехался сам, но розыгрыш раскусил. Сказал режиссеру: имя влюбленной киевлянки могли придумать и покрасивее. 

«За двумя зайцами»

1961 год, Киностудия им. Довженко


Свирида Петровича и Проню Прокоповну и сейчас можно увидеть возле Андреевской церкви, но уже в бронзе.

Безусловно, те фильмы, в которых действие проходило в Киеве, ни в каком другом городе и не могли сниматься. Яркий тому пример - кинопостановка пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Андреевский спуск, Владимирская горка, урочище Гончары-Кожемяки - предстают перед нами такими старинными и импозантными. К сожалению, нынешние поколения уже не могут увидеть столицу такой, какой ее увидел режиссер Виктор Иванов. Разбитый Андреевский, кое-где подлатанный асфальтом, старинные урочища застроены новомодными домами. Разве что Андреевская церковь, возле которой бронзовый Голохвастов признается в любви Проне Прокоповне, практически не изменилась почти за полвека с того времени, как сняли фильм. 

«Королева бензоколонки»

1962 год, Киностудия им. Довженко

Настоящей визиткой послесталинского Киева можно считать комедию Алексея Мишурина и Николая Литуса с Надеждой Румянцевой в главной роли. В самом начале фильма, когда бравый водитель ЛАЗа в исполнении Юрия Белова колесит по Крещатику, режиссеры предлагают зрителю мини-экскурсию по столице Украины. ЛАЗ с главной улицы города проезжает то мимо памятника Пушкину, то мимо Пешеходного моста. 

Кстати, киевляне вносили свои поправки в сценарий фильма. 


Проезжая по Крещатику, герои фильма чудесным образом попадают в другую часть города - Пушкинский парк.

Так, эпизод с яблоком, который Румянцева протягивает Белову при первом знакомстве, а тот обещает его засушить на память, списан, что называется, с натуры. Во время перерыва к Румянцевой, которая находилась в образе, подъехал шофер на «Москвиче» и потребовал поскорее заправить его авто, в одном из интервью рассказывает дочь сценариста «Королевы…» Петра Лубенского - Анна. Актриса, собиравшаяся перекусить апельсином, с обидой в голосе заметила, что никакая она не заправщица, а молодому человеку не мешало бы почаще смотреть кино. Сперва водитель раскричался, обозвал горе-заправщицу «фитюлькой» и даже потребовал Книгу жалоб, но когда узнал в замарашке уже популярную тогда Румянцеву, извинился и попросил автограф. 

Автограф Надежда дать отказалась, но, смягчившись, угостила водителя так и не почищенным апельсином. Вот тогда и родился эпизод, в котором апельсин стал яблоком. 


- Есть не буду, - ответил водитель «Москвича», - засушу на память.

В ТЕМУ

Снимают ли столицу сегодня?

Главная героиня мелодрамы FILM.UA «Городской пейзаж» Лена Ситникова (на фото) только что окончила школу и пытается устроиться в жизни. Родители девочки навязывают дочери профессию медика, но она мечтает стать художником. А фоном всей этой истории служит Киев с его самыми живописными улочками, зданиями, уютными сквериками и достойными кисти художника пейзажами. 






О том, в каких еще фильмах встречаются улицы и дома нашей столицы, пишите нам по адресу: г. Киев 04080, ул. Фрунзе, 104а, «Комсомольская правда» в Украине», с пометкой «Киев в кино» или на электронную почту [email protected]