26 ноября
Загрузить еще

Режиссер Константин Бромберг: "Борис Стругацкий благословил меня на съемки "Чародеев-2"

Режиссер Константин Бромберг:
Фото: Бывший домовой товарищ Брыль (справа, актер Михаил Светин) научил простого парня Ваню (Абдулов), как расколдовать любимую. Фото: кадр из фильма.

А 28 декабря было 40 дней, как не стало Бориса Стругацкого. 3 января - 5 лет, как от нас ушел Александр Абдулов. Мы дозвонились Бромбергу в Америку, чтобы расспросить его и о съемках популярного телефильма, и о работе с писателями и актерами.

Институт НУИЧМО

- Нас со Стругацкими познакомили общие друзья, - рассказывает Бромберг. - Тогда как раз вышел мой фильм "Приключения Электроника". Об этой картине Стругацкие написали похвальную статью "Играют, словно... играют", в которой высоко оценили мастерство актеров.

Меня представили сначала Аркадию Натановичу, и я осмелился заметить, что с удовольствием бы взялся за экранизацию их произведений.

- Не страшно было начинать работу с такими зубрами литературы?

- Сначала робел. Еще Андрей Тарковский подлил масла в огонь. Он снял своего "Сталкера" по произведению Стругацких "Пикник на обочине" и рассказывал, что ему пришлось вместе с писателями переписывать сценарий девять раз! Увидев меня, Андрей лукаво улыбнулся: "Тяжелая выпала молодцу доля!" Я смутился, а он тут же успокоил: "Ничего, пробивайся. Стругацкие того стоят!" 

Мне поставили условие: картина должна выйти в ночь на Новый, 1983 год, а значит, должна быть новогодней и музыкальной. Впрочем, одну проблему удалось решить сразу: музыку согласился писать наш гениальный композитор Евгений Крылатов.

В самые сжатые сроки мне со Стругацкими пришлось дважды переделывать и сценарий, и все на свете. Ведь мы уже должны были приступить к съемкам, а у нас возникла сложность и с актерами. Новогодняя картина - это народная комедия. И потому я возражал против утвержденного худсоветом Проханова ("Усатый нянь") на главную роль. Я пошел на хитрость: начал снимать проходы Проханова без крупных планов. А параллельно выбивал в картину обаятельного Абдулова. В итоге нам удалось заполучить Александра. Лишь в одном эпизоде в фильме можно увидеть Проханова... вернее, его спину!

- Как проходила работа над сценарием, если братья жили в разных городах: один - в Москве, второй - в Ленинграде?

- Наш сценарий "Чародеев", как и все свои произведения, братья писали вдвоем. Они обменивались вариантами по телефону, вместе работали в отпусках. Приезжая в Москву, Борис останавливался в большой квартире Аркадия. Там мне приходилось бывать и наблюдать, как каждый дополнял сюжеты, фразы и образы, придуманные братом. Характеры у них были очень разные. Аркадий Натанович, по профессии офицер, переводчик с английского и японского, был человеком энергичным, веселым, эмоциональным, остроумным. А Борис Натанович - внутренне закрытый, сдержанный. И они отлично работали в паре. Что-то не получалось у Бориса, он звонил Аркадию. И наоборот.

После выхода фильма песня "Три белых коня" стала гимном зимы! Фото: кадр из фильма. 

Кстати, на худсовете главный скандал разразился по поводу названия института. В повести это было НИИКОГО и НИИЧАВО. А мы веселились и предложили - раз не нравится, как у Стругацких, пусть будет НУИЧМО. На худсовете началась паника. И в конце концов мы с помощью Бориса изобрели аббревиатуру - НУИНУ, Научный Универсальный Институт Необыкновенных Услуг, в котором маги умеют проходить сквозь стены, летать на метле, уменьшаться до крохотных размеров. При этом борются за карьеру, плетут интриги, распускают сплетни.

Волшебная палочка не продается

- Когда в 1991 году Аркадия Натановича не стало, я тяжело переживал его уход. Позже, уже в США, я возобновил переписку с Борисом Натановичем. Однажды мы заговорили о возможности сделать продолжение "Чародеев". Дело в том, что ко мне обратился Саша Абдулов, которому очень хотелось его снять и выступить продюсером. Борис Натанович одобрил идею. И написал мне: "Я прочитал Ваши наброски. Что ж, может получиться интересно. Во всяком случае простор для выдумки имеет место, а это главное. Благословляю Вас на сей подвиг и желаю удачи! Ваш БНС".

Мы заручились поддержкой Абдулова, который обещал решить вопрос с финансированием продолжения "Чародеев". К сожалению, после его смерти вопрос остается открытым.

- Если бы спонсоры нашлись, стали бы снимать продолжение?

- Почему бы не тряхнуть стариной? Могу рассказать канву. В начале 2000-х началось паломничество олигархов и бизнесменов, которые колотились в стекла института и требовали продать им волшебную палочку. Тогда руководство института решило, что НУИНУ лучше исчезнуть. Время в институте отбросили назад, так что ученые маги стали думать, что все осталось по-прежнему - радио транслирует речи Брежнева, фильмы показывают тех времен. Правду знают лишь несколько человек из руководства.

Дальше зрителя ждет масса приключений, а празднование Нового года происходит сразу и в прошлом, и в наши дни.

Мне кажется, в память о Стругацких, об Абдулове и других актерах можно было бы снять продолжение. Если бы кто-то этим всерьез занялся...

И все-таки чародейство имеет свои минусы. Это же надо в какую стерву превратили милую девушку Аленушку (Александра Яковлева)! Фото: кадр из фильма. 

ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ 

К артистам прилетал НЛО 

Константин Бромберг вспоминает неизвестные и необычные истории со съемок.

* Когда снимали в Суздале эпизод, как Иван проходит сквозь стены, над нами завис НЛО, который видели все! Снимали мы большой камерой для комбинированных съемок, она тяжеленная, и, пока мы ее задирали, НЛО исчез. Нам удалось заснять лишь уход этого объекта.

* Из отснятого материала худсовет вырезал ценные для Стругацких куски. Например, братьям нравился говорящий кот. У нас в сценарии он был одним из главных героев. Например, подходил к Ивану, который намеревался куда-то идти, терся об ноги и предупреждал: "Не советую - съедят!" Или мяукающим голосом говорил ему: "Ну пойди же и поцелуй ее!" Потом он просил отпуск у Шемаханской в марте, залезал на крышу, где сидел Сатанеев, беседовал с ним и давал ему по морде. И все это из фильма вырезали! Оставили лишь два возгласа: "хам" и "ура". А все потому, что цензура опасалась ассоциаций с котом Бегемотом у Булгакова, что тогда не допускалось.

* Кота озвучил Вицин. Когда он увидел, что в итоге осталось, позвонил мне и рыдал в трубку!