26 ноября
Загрузить еще

Борис Крюк: Смотрим на "Мону Лизу" и думаем: "О чем же мы еще не спрашивали?"

Борис Крюк: Смотрим на
Фото: В «Что? Где? Когда?» Борис Крюк всегда остается за кадром. Фото: Станислав РОМАНОВСКИЙ.

Борис Крюк - ведущий программы, имя которой стало нарицательным. "Что? Где? Когда?" хотя бы раз в жизни смотрели все... При этом ни разу (!) в течение шоу он не появляется перед публикой. Это тяжкое преступление по всем законам шоу-бизнеса, но Бориса все знают, несмотря на отсутствие пиджака в перьях и постоянного мелькания на экране. 

"Проигрывают - помогаю, выигрывают - давлю"

- За много лет я научился по вашей интонации определять - довольны вы игрой или нет... Мне кажется, недавняя весенняя серия вам понравилась...

- Ну как вам сказать... Если честно, эту серию, кроме первой игры, я провел с сильнейшим отитом... Слышал только одним ухом. Может, я был доволен, что просто могу вести игру? Шутка, конечно... На самом деле, когда команда проигрывает, то я ей стараюсь чуть-чуть помогать, и я сразу добрый. Если команда начинает лупить вопрос за вопросом, я переживаю, что ей положили легкие задания, и начинаю действовать в обратную сторону. Тут появляется ощущение, что я не в духе, что мне не нравится и так далее. 

- Что, по-вашему, вершина знатоцкого мастерства?

- Найти ответ на вопрос, на который просто нельзя ответить. Такое случается крайне редко, но доставляет мне огромное удовольствие. Скажем, в одной из последних игр Борис Левин ответил на три вопроса и даже стал лучшим знатоком игры... Но зато Друзь ответил на такой вопрос, на который никто никогда не ответит, - про эксплуатацию человека человеком. Такое бывает раз в год.

Новые игроки проходят кастинги

- Настоящего знатока сразу вычисляете?

- Может быть... Отбор знатоков похож на то, как режиссер выбирает актеров. Знаменитая история с "Иронией судьбы" - Миронов пробовался, а Мягков играл. Это же не вопрос, кто лучший актер. Важно, кто в данной конкретной ситуации Рязанову был больше нужен, кого он видел. Не думаю, что он оценивал Миронова и Мягкова с точки зрения, какой актер лучше. Вот и я не оцениваю, за что меня и ругают мои редакторы. Но я минут через 10 говорю, подходит мне человек или нет. И зачем его часами мучить и самим мучиться? На первом этапе важно даже не умение отвечать на вопросы. Человек должен быть мне интересен. Важно, как он себя проявляет. Есть Ровшан Аскеров, например. За что его народ любит? Или не любит, что в телевизионном смысле одно и то же. За то, как он расстраивается от поражения и как радуется победе! И это не наигранно, искренне. Есть знатоки, которые пытаются так делать, но им не веришь. А есть Поташов, по лицу которого никогда не скажешь, что он чувствует. Не поймешь - проиграл он только что или выиграл. Это, видимо, у него от увлечения покером. Нужны разные краски, а не шесть сумасшедших, которые кричат и машут руками.

Для Америки ведущий за кадром - катастрофа

- Как дела у американской версии "Что? Где? Когда?"? 

- Пока там работали над пилотной программой, сменилось руководство канала. И новое руководство сказало, что им это не очень интересно. Но так как сняли, то покажут. На мой взгляд, они поняли специфику вопросов. Но саму игру они не поняли. Ведущий за кадром для них просто катастрофа. Там это невозможно! Ведущий стоял перед игроками и сам выбирал вопросы. Сами вопросы игрокам писали на планшетах. Я точно не помню названия, но там что-то с миллионом связано. По сути, они сделали "Кто хочет стать миллионером?" на шесть человек.

- Ну это тоже интересный формат...

- В "Миллионере" работают наши бывшие редакторы, а сейчас уже знатоки. И там я часто отвечаю на вопросы, просто потому, что знаю, как они составляются. На каком этапе игрока начинают обманывать...

- Знатоки хорошо придумывают вопросы?

- Один из лучших составителей вопросов - Борис Левин. А вот у Саши Друзя они получаются... скажем так, немного примитивные. Школьники ломают головы, а для знатока в них уже, по сути, все рассказано.

- В последнее время все больше хороших вопросов приходит из Германии, Италии, Америки...

- Я это объясняю тем, что наши люди с хорошей головой находят там уникальную информацию, которая здесь просто не ходит. А Интернет облегчает доставку.

Борис Крюк с мамой Натальей Стеценко и отчимом Владимиром Ворошиловым. Фото: Станислав РОМАНОВСКИЙ.

"Дибров зовет сыграть с ним"

- В шахматах существует некое конечное количество комбинаций. Вопросы тоже могут закончиться?

 - Есть такая проблема, безусловно. Все сливки с художников, литераторов, с мировой культуры мы сняли. Игроков на этих вопросах с детства тренируют. Я стараюсь, чтобы в каждой передаче был вопрос с картиной. И я, похоже, уже знаю все картины, чего раньше со мной не было. Присылает телезритель вопрос по "Ночному дозору" Рембрандта. Редактор начинает перечислять: про это мы по этой картине спрашивали, про это спрашивали, про это, по-моему, еще не спрашивали, надо посмотреть. Или "Мона Лиза". Кто она, спрашивали. Что означает улыбка, спрашивали. Почему Мона Лиза, спрашивали...

- Другие интеллектуальные шоу смотрите?

- Все они, как правило, идут по субботам, когда я готовлюсь к эфиру. Со "Своей игрой" мы выросли вместе. У нас даже есть договоренность - не использовать в одном сезоне одних и тех же игроков. С Дибровым у нас хорошие отношения. Он все время зовет, чтобы я поиграл, я все время отказываюсь. У Галкина все крутится вокруг денег. Там такие вопросы, что редко кто знает ответ, - вот и гадают. Меня это не увлекает... У нас вообще деньги в играх не главное в отличие от них. В Америке в "Миллионере" ведущий говорит только про деньги - на что потратите, сколько хотите получить и так далее... У нас денежный вопрос стоит опосредованно. Показателен пример "Поля чудес". Там давно уже и вовсе забыли, что это игра на деньги...

- Не странно, что у нас все игровые форматы становятся похожи на "Что? Где? Когда?"?

- Ну да... А за границей все превращается в "Кто хочет стать миллионером?"!

БУДЬ В КУРСЕ

Тот самый "неотвечаемый" вопрос, который одолел Друзь

В весенней серии, в которой играла команда Виктора Сиднева, знатокам достался такой вопрос: "В 70-х годах прошлого века иностранная делегация приехала на мебельную фабрику и была шокирована, увидев бидон с питьевой водой, к которому цепью была прикреплена кружка. Иностранцы поинтересовались: "Зачем же кружка на цепи?" Мы-то с вами знаем зачем, а вот директор фабрики, дабы не упасть в грязь лицом, сказал: "Мы на практике реализуем один из тезисов учения Анри Сен-Симона". Внимание, вопрос: какой же тезис этого социалиста-утописта процитировал директор? 

Отвечает Александр Друзь: "Мы полагаем, что не должно быть эксплуатации человека человеком, чтобы начальник не мог сказать рабочему: "Принеси мне воды", поэтому кружка прикована".