25 ноября
Загрузить еще

Любить дальних оказалось проще, чем ближних

Любить дальних оказалось проще, чем ближних
Фото: Дополнительные отделы мозга, вовлеченные в бескорыстную любовь, отвечают за выделение допамина - вещества, которое одаривает удовлетворением.

Мы вроде бы обязаны любить ближних. По крайней мере, есть весьма авторитетные источники, которые рекомендуют поступать именно так. Да и эволюционные соображения подталкивают испытывать сильные эмоциональные чувства лишь к тем, кто способствует передаче наших генов последующим поколениям. Например, к своим детям, к мужьям и женам. Или хотя бы к родителям, от которым мы  сами почерпнули часть "посылки" в будущее.

Но вот парадокс: у многих любовь возникает к совершенно чужим людям. Без всякой надежды на взаимность. Или на какой-либо прок. И эти странные чувства бывают  настолько сильными, что выражаются в безззаветной преданности. Зачем и почему?

Бескорыстную любовь, как мы знаем из учебников истории, советские трудящиеся (по крайне мере, некоторая их часть) питали сначала к товарищу Ленину, потом еще и к товарищу Сталину. Чувства к последнему доходили до абсурда. "Кого ты любишь больше всего?" - спрашивала жена мужа. "Товарища Сталина!", - не задумываясь отвечал тот. И самое удивительное, что был при этом искренен и одухотворен. Еще и слезу пускал.

Беззаветную преданность среди своих членов снискала и КПСС. В лучшие свои годы. И далеко не у всех она выражалась лишь на словах, сказанных с трибун.

- Бескорыстная любовь, - говорит профессор Марио Борегар из центра исследования нейрофизиологии и познавательных способностей Университета Монреаля, - одно из высших проявлений духовности. Но что лежит в основе этого феномена, до сих пор никто не понимал.

Наркотик преданности

Вот профессор и решил разобраться. Для этого он просканировал мозги людей, достоверно озаренных самой бескорыстной любовью. Ученый набрал добровольцев среди действительно заботливых сотрудников, ухаживающих за пациентами с ограниченными умственными способностями.

Оказалось: в сильных эмоциях к чужим людям задействованы аж семь областей головного мозга. Это показал томограф. Для сравнения - в романтических чувствах участвуют лишь три. Из чего Марио сделал вывод, что имеет дело с  совершенно отдельным переживанием. 

Далее профессор установил, что дополнительные отделы мозга, вовлеченные в бескорыстную любовь, отвечают за выделение допамина - вещества, которое одаривает удовлетворением. То есть, обеспечивает радость вознаграждения за такую любовь и даже эйфорию. 

По мнению Марио, природа неспроста наделила мозг столь сильной и специфической реакцией. Более того, поставила чувства  к "дальнему" чуть ли не выше, чем к ближнему. Если судить по вознаграждению, получаемому за счет естественного наркотика.

- Поощрение бескорыстной любви натуральным способом приводит к установлению сильных и прочных эмоциональных связей, - говорит профессор. - А они  способствуют выживанию рода человеческого.

Чему способствовала бескорыстная любовь к товарищу Сталину? Наверное, тоже выживанию. В то время именно с ним, как с неким идеалом,  многие связывали свои надежды на продолжение рода - своего собственного (в смысле его светлого и счастливого будущего), да и всего прогрессивного человечества. Некоторые до сих пор связывают. Хотя кто-то, конечно, больше любит Ленина. Или своего непосредственного начальника.

Не виноваты люди в своих искренних чувствах. Мозги у нас такие от природы. Одно лишь омрачает: основа бескорыстной любви и беззаветной преданности все-таки наркотическая.