МОДЕЛЬ МОБИЛЬНИКА ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ
Свое открытие специалисты сделали случайно. Тестировали новый беспроводный энцефалограф, а по ходу решили проверить, может ли мобилка исказить результаты диагностики (обычный электроэнцефалограф работать при включенном рядом сотовом не может). Как вдруг аппарат выдал: в тот самый момент, когда человек говорит по мобильному, в его сером веществе происходят странные процессы.
- Появились медленные волны, которые характерны для пациентов, имеющих раковое поражение головного мозга. Если такое появляется при диагностике, для врача это сигнал тревоги, - объясняет Роман Попович, руководитель фирмы, производящей медицинское оборудование. - У людей, на которых мы испытывали энцефалограф - а это наши сотрудники и их дети, - опухоли нет, но под воздействием мобильного определенно происходит сбой работы мозга, которого человек не чувствует.
- Так может, какие-то помехи были во время испытаний, вот ваш новый аппарат и дал сбой? - усомнились мы.
- Уверяю вас: энцефалограф защищен от посторонних наводок и помех. При этом результат - одинаковый у всех, кто участвовал в эксперименте.
- А на модели телефонов обращали внимание? Может, подвох тут?
- Модель тут не важна. Это характерно для всех телефонов GSM-стандарта с частотой 900-1800 мегагерц. Важно, что воздействует не столько сам телефон, сколько особенности стандарта передачи связи. А вот обычный радиотелефон, который имеет частоты порядка 30 - 40 мегагерц, никак не влияет на энцефалограмму.
ЗАГОРАТЬ КУДА ВРЕДНЕЕ
В научных кругах к открытию отношение неоднозначное. По большому счету само по себе пользование мобильным телефоном - большой эксперимент, в котором участвуем все мы, говорят ученые из Харьковского университета радиоэлектроники.
- Мы тоже проводили исследования мобильной связи, но повода для паники не увидели. Мощность излучения мизерная - порядка 1 Ватт. К тому же мобильник не воздействует на человека постоянно, а только во время разговора. Телевизор и микроволновая печь излучают больше вредных волн! И вообще на фоне всех дестабилизирующих факторов их влияние не превышает 5-7 % от всех воздействий на человека, - успокаивает завкафедрой телекоммуникационных систем ХНУРЭ Владимир Поповский. - Загорать и то в 30 раз вреднее, чем болтать по мобилке!
Ничего не имеет против мобильной связи и врач-нейрохирург высшей категории Богдан Гунько.
- Для снятия энцефалограммы нужна очень чувствительная аппаратура, ведь биотоки мозга слабы, - говорит медик. - И при этом насколько мощное излучение сотового телефона! Невозможно изолировать телефонное излучение от электрической активности мозга и представить ее на поверхности. Разве что погрузить электроды в головной мозг и к голове прислонить телефон. Микроволновые излучения проникают на полмиллиметра в кожу, но не дальше, поэтому все разговоры о вреде мобильных телефонов - чепуха.
Иностранные ученые тоже знакомы с наработками харьковчан. Итальянцы и французы отметили, что материалом заинтересовались, но ни подтвердить, ни опровергнуть наблюдения коллег пока не могут. Специалист по наземным радиосистемам Харьковского национального радиокосмического университета Виктор Солодовник в свою очередь считает, что современными аппаратами измерить вред от сотовой связи практически невозможно. Судить о чистоте эксперимента он не берется, но то, что энцефалограф записал помехи телефона, не исключает.
ЗВОНОК ОПЕРАТОРУ
Украинцы в безопасности
- Все, что касается опасности-безопасности мобильных аппаратов, - это вопросы к производителям. Операторы сотовой связи могут отвечать только за безопасность базовых станций.
Сегодня в Украине самые жесткие нормы предельного уровня электромагнитного излучения. Это 2,5 микроватта на квадратный сантиметр. Для сравнения: в России это показатель - 10 микроватт, а в странах Скандинавии вообще 100. Так что украинцы в максимальной безопасности. А базовые станции установлены в соответствии со всеми требованиями и никакой опасности для населения не представляют, - уверяет Светлана Немиро, менеджер по связям с общественностью харьковского филиала крупной компании. - В выдаче разрешительных документов принимают участие порядка 12 инстанций.