Загрузить еще

Битва поколений: инженер-1985 против менеджера-2010! Кто кого?

Битва поколений: инженер-1985 против менеджера-2010! Кто кого?

Четверть века назад Михаил Горбачев на пленуме ЦК начал перестройку, завершившуюся крахом КПСС и развалом Советского Союза.

К сегодняшнему дню эти важнейшие события уже успели перейти из области живого обсуждения граждан в область исторической науки. Однако ностальгия по СССР и советскому образу жизни растет с каждым днем.

Мы попытались оглянуться назад и понять, как далеко житель современной Украины ушел от жителя Союза. Чем сегодняшний 25-летний гражданин нашей страны отличается от своего «предка» - 25-летнего гражданина СССР образца 1985 года. Ознакомившись с итогами этого сравнения, каждый может сам для себя определить, кем бы ему хотелось быть.

Для сравнения мы выбрали двух фактически равных друг другу по статусу персонажей: молодого инженера 1985 года и молодого менеджера среднего звена 2010-го. Оба недавно окончили институт, оба только пару лет как трудятся. Первый работает в НИИ или на заводе, второй - «да так, в фирме одной». Оба - типичные молодые представители  среднего класса своего времени.

Советский инженер

Одежда. Высшим шиком советских времен было носить импортную одежду.  Фасон был абсолютно не важен, а мерилом крутизны в одежде была не марка, а страна изготовления.

Главное - чтобы вещь была сделана не в СССР. Модным считалось иметь джинсы (болгарские, турецкие, верх удачи - «ливайсы»), дубленку (итальянские были только у кинозвезд, партбоссов и директоров крупных магазинов), костюм, пыжиковую шапку, импортные ботинки.


Но все это было трудно достать, и за все приходилось переплачивать.

Праотцом нынешних сумок и борсеток был пластиковый (в идеале кожаный) чемоданчик под названием «дипломат».

Жилье. Квартирный вопрос стоял не менее остро, чем сейчас, но немного под другим углом. Жилье нельзя было купить. Его бесплатно давало государство, но в очереди на жилье стояли десятилетиями. Суть работы на многих предприятиях сводилась к тому, чтобы в конце концов получить «от завода» квартиру. Но не такую, чтобы нравилось, а уж какую дадут. Теоретически можно было «построить» кооперативную квартиру. Но это стоило очень больших денег - от шести-семи тысяч рублей, а пробиться в ряды «кооператоров» было еще сложней, чем эту сумму накопить. Поэтому, скорее всего, наш инженер живет с родителями.

Машина. Обладание собственным автомобилем делало человека очень солидной фигурой. Вопрос о марке не стоял - либо «Запорожец», либо «Москвич», либо, если очень повезет, «Жигули». Но шансов купить машину у молодого инженера не было никаких. Во-первых, она стоила порядка 6 тысяч рублей - 40 месячных зарплат нашего инженера (см. ниже). Во-вторых, на машины очередь была больше, чем на квартиры.

Питание. Вопрос неоднозначный. С одной стороны, продукты были, и это совершенно очевидно, натуральней и доступней по цене. С другой стороны, они были в дефиците, и выбора не наличествовало никакого. Сладкий сон советского человека - магазин с 40 видами колбасы. Любимый анекдот: «Наш человек спрашивает американского туриста: «У вас когда появляется первая клубника?» «В 6 утра». Все смеются. 

Зарплата. Варьировалась в зависимости от множества факторов: место работы, надбавки за регион и вредность, за стаж, квартальные и годовые премии. Но если все учесть и вывести среднюю для молодого специалиста, пару лет как закончившего вуз, то получится порядка 150 рублей в месяц.

Понты. Кроме одежды и машины, произвести впечатление с помощью вещей можно было, продемонстрировав, например, японский двухкассетный магнитофон. Правда, достать такой было очень сложно. Еще сложнее, практически невозможно, - видеомагнитофон. В середине 80-х на видик можно было выменять машину.  

Современный менеджер

Одежда. Все, что казалось престижным 25 лет назад, сегодняшний «мидл-класс» даже не наденет. Престижна одежда топ-брендов, способная продемонстрировать высокую покупательную способность обладателя.


Жилье. Купить собственную квартиру (теоретически) можно, но (фактически) абсолютно не по карману. Хотя вариантов самостоятельной жизни все же больше, чем у ровесника из 1985-го. Можно снимать, можно взять ипотеку. Во всяком случае свое жилье - не предмет несбыточных надежд.

Машина. Приобрести собственную машину для нынешнего менеджера не бог весть какая проблема. Выбор огромен, а кредиты дают всем. Стоит вопрос статуса: большинству хочется круче, чем у соседа. Кстати, если считать по «советской схеме» («Жигули» - 40 месячных зарплат инженера), то современным аналогом вазовской «трешке» является «Шкода Октавиа». Среднюю зарплату (см. ниже) в 4000 гривен в месяц умножить на 40 месяцев - 160 000 гривен. Автоматематика: «Жигули»-1985 против «Шкода Октавиа»-2010.

Питание. Сон советского человека про сорок сортов колбасы воплотился в жизнь, но оказался кошмаром. На практике выяснилось, что мяса в ней нет, а проблема выбора не менее сложна, чем выстоять очередь за единственной в магазине «Докторской». И если инженеру-1985 было сложнее попасть в ресторан, чем его оплатить, то менеджеру-2010 нет никаких проблем закатиться в любое заведение общепита, но его финансы сделать это позволяют только по праздникам.

Зарплата. Во избежание споров и разногласий взяли сумму в 4000 гривен (средняя для менеджеров в крупных городах страны).

Понты. Сегодня главная возможность красиво пустить пыль в глаза - дорогой мобильный телефон, в идеале iPhon. (Про Vertu и другие извращения миллионеров речь не идет.) С дорогими часами сложнее: по-настоящему дорогие менеджеру не по карману, да и мало кто способен оценить их на глазок. Предметами культа советской эпохи - телевизорами, магнитофонами и прочей аппаратурой - сегодня никого не удивишь.