28 ноября
Загрузить еще

Первые результаты ВНО: Вместо сочинений дети пишут слезные письма к экзаменаторам

Абитуриенты уже успели сдать работы внешнего независимого тестирования по трем предметам: украинский язык и литература, иностранный язык и биология. Теперь работа кипит не только в пунктах тестирования, но и в пунктах проверки. Процесс оценки ВНО разделен на две части. Сочинения проверяют экзаменаторы, тесты - специальный сканер.

НА ЭМОЦИИ МОЖНО НЕ РАССЧИТЫВАТЬ

В одной из киевских школ (ее адрес держится в строжайшем секрете) по коридорам разносятся гулкие шаги курьеров «спецдоставки». В классы вносят прозрачные контейнеры с заполненными бланками тестов. По очереди их содержимое передают в класс, где работают экзаменаторы. Здесь проверяется творческая часть работы по украинскому языку.

- У нас работают только специалисты высокой категории. Все сочинения проверяют учителя-методисты и заслуженные учителя Украины, - говорит Лидия Гульвиченко, старший экзаменатор группы. - Никто из нас не знает, из какого региона и из какой школы приходят контейнеры на проверку. Каждый экзаменатор проверяет по 15-20 сочинений за день. 

По словам Лидии Гульвиченко, успеваемость наших школьников довольно хорошая, но иногда среди сочинений попадаются слезные письма с просьбой помочь на тестировании.

- В одной из работ девочка, ссылаясь на сиротство, просила поставить ей наивысший балл, - рассказала нам одна из экзаменаторов. - Абитуриентка хочет поступить в один из киевских вузов. В «письме» она рассказала о собственных успехах в дизайне причесок, но ни единого слова не написала по теме. Изобретательность ей не помогла. В итоге ребенок потерял 24 балла - работа не была засчитана. По-человечески ее, конечно, жалко, но больше ей бы помогли знания.

По словам директора Киевского регионального центра оценивания качества образования Светланы Сакаевой, рассчитывать на личное отношение экзаменаторов при сдаче работ нельзя. 

- Каждое сочинение проверяют двое учителей. Расчувствоваться никто из них не имеет права. Работа оценивается по определенным критериям, и эмоции в эти критерии не входят, - объяснила она. - Если экзаменаторы расходятся в оценках, работу проверяет еще один специалист, и только после этого выставляется итоговая оценка.

В КИЕВЕ ПРОВЕРЯТ 12 РЕГИОНОВ

Учителя, которые проверяют задания, говорят, что многие выпускники в этом году попросту не сумели рассчитать время и не успели переписать творческую работу на бланк чистовика. Тем, у кого не хватило времени, остается надеяться только на тестовые задания, бланки с которыми попали на линию обработки. Тесты выпускников считывает машина.

Центр обработки находится под Киевом. В здании полно охраны, и во всех помещениях ведется видеонаблюдение. На окнах решетки, а за закрытой металлической дверью вершится судьба поступающих в вузы.

- У нас работают IT-специалисты, которые хорошо знакомы с программным обеспечением для ВНО, - рассказывает Сергей Ковалец, помощник директора Киевского центра. - Cюда приходят работы из 12 регионов, а обрабатывают их всего 20 человек.

Все помещение завалено контейнерами с тестами. Кажется, проще простого перепутать их и выставить детям «чужие» оценки. Но не все так просто.

- На каждой коробке есть штрих-код, в котором зашифрованы данные о том, откуда пришли работы, кто их писал и сколько их в контейнере, - рассказывает главный IT-специалист линии обработки Олег Бурчак. - Сейчас на нашем счету 40 000 проверенных бланков, и это только начало. 

Технология проверки проста. Бумаги загружаются в специальный промышленный сканер, который считывает данные с тысячи страниц в минуту. После этого бланки обрабатывает программа Abby Finereader, специально написанная по заказу Министерства образования и науки для проведения тестов.

- Данные о результатах мы отправим в Украинский центр (УЦОКО), а потом они появятся на официальном сайте testportal.gov.ua, где их смогут посмотреть абитуриенты, - говорит Олег Бурчак.

Здесь предвзятость в оценке исключена. Машине все равно: отличник писал работу или двоечник. По словам проверяющих, никаких злоупотреблений при проверке быть не может. «Если бы были, наш офис выглядел бы не так скромно», - шутят они.

Фото Артема ПАСТУХА