28 ноября
Загрузить еще

Как не нарваться на мошенников в интернет-магазине

Как не нарваться на мошенников в интернет-магазине
Фото: Интернет-форумы полны откликов рассерженных пользователей, которым вместо телевизора прислали садовые камни.

ИНТЕРНЕТ НА СЛУЖБЕ У «ПИРАТОВ»

Преимущества покупок в Интернете очевидны. В первую очередь - огромный выбор товара: в Сети можно купить практически все. Второй плюс - цена, которая на поверку оказывается существенно ниже, чем в рознице, ведь нам не приходится переплачивать ни за персонал, ни за аренду торговых площадей. И, наконец, потенциальному покупателю не нужно тратить время в пробках по дороге в обычный магазин - товар доставляет курьер или почта.

Это приводит к тому, что все больше людей предпочитают делать покупки в онлайне. Такая тенденция в свою очередь не остается без внимания «пиратов», для которых интернет-магазины - обширное поле для деятельности.

- Интернет-мошенничество в Украине растет по мере того, как наша страна все глубже входит в мировое информационное пространство, - говорит директор Центра исследования компьютерной преступности Владимир Голубев. - Можно сказать, что каждый подключенный компьютер увеличивает число потенциально возможных мошенничеств, и эта ситуация характерна для всего мира. В Украине на общемировые тенденции накладываются сугубо наши социальные проблемы. Молодые украинцы ищут способы нечестно заработать, и на помощь им приходит Интернет.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ

Увлекшись заманиваем клиентов, некоторые интернет-магазины делают виртуальными не только витрины, но и цены. Знакомая ситуация: клюнувший на привлекательную цену клиент неожиданно узнает, что она устарела и сегодня заинтересовавший его товар стоит на 5-10% больше.

Виртуальной может оказаться не только цена, но и сам товар. Некоторые продавцы выставляют в интернет-витрине все имеющиеся позиции данной группы товара, а потом сообщают привлеченному клиенту, что, к сожалению, на данный момент именно этой модели нет. Зато есть другая - намного качественнее и, естественно, немного дороже.

Впрочем, все вышесказанное не идет ни в какое сравнение с тем, что покупатель может в итоге оказаться обладателем совсем не того товара, который заказывал. Интернет-форумы полны откликов рассерженных пользователей, которым вместо телевизора прислали садовые камни, вместо балеток - футболку, а вместо шкатулки со швейными принадлежностями - руководство по шитью. Еще обиднее, когда оплаченный товар вообще не появляется в натуре, оставшись где-то в виртуальных пространствах…

НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ

Справедливости ради отметим, что вышесказанное в основном относится к магазинам-однодневкам, не слишком озабоченным поддержанием репутации. На руку мошенникам играет тот факт, что распознать подделку при покупке через Сеть практически невозможно: человек не может посмотреть на вещь «вживую», подержать ее в руках, поэтому ему приходится полагаться на честность продавца. Как же понять, что вы зашли на страничку интернет-мошенника?

- Цена - один из решающих факторов покупки, но гнаться за дешевизной не стоит, - говорит Владимир Голубев. - Качественный товар не может продаваться в 2-3 раза дешевле средней цены на рынке, поэтому в случае такого обмана виноват в первую очередь сам пользователь, забывший, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Уясните: если цена кажется слишком хорошей, чтобы быть правдой, то, скорее всего, вас обманывают.

- Определенные опасения вызывает интернет-магазин без реальной витрины, - добавляет директор интернет-магазина подарков Кomod.ua Михаил Рохманюк. - Магазин, не вкладывающий деньги в витрину или склад, не может гарантировать качество продукции. Он не является гарантом - гарантом служит его поставщик, так что в случае возникновения проблем с товаром клиент попадает в сложную ситуацию. Поэтому покупателям следует искать магазины с «живой витриной» - шоу-рум, магазин. 

Кроме того, специалист советует найти и почитать отзывы о конкретном магазине. Существует масса ресурсов, где люди комментируют свои покупки, так что изучение данного вопроса перед заказом потребует минимум времени.

Чтобы не попасть впросак при выборе, некоторые эксперты советуют заказать в магазине несколько аналогичных товаров, а когда курьер их принесет, выбрать из них самый лучший и его и оплатить.

- Этот вариант хоть и не панацея, но действительно позволяет подстраховаться, - соглашается Михаил Рохманюк. - Но я бы сказал, что это будет «страховка» не от сервиса интернет-магазина, а скорее от собственного недовольства, вызванного завышенными ожиданиями от предмета.

По мнению экспертов, ситуация, складывающаяся в интернет-торговле, ничем не отличается от ситуации в других областях: мошенники есть везде. Но мошенничество в онлайне имеет свои особенности. Этот бизнес достаточно молод, и потребителям бывает сложно сориентироваться на рынке. Чтобы не попасться на удочку, проявите хотя бы минимальную активность. Звоните, спрашивайте, уточняйте, читайте отзывы покупателей - в конце концов, для выполнения всех этих действий никакие специальные навыки разведчика не нужны. И если есть хоть малейшее подозрение, что здесь вас могут обмануть, идите в другой магазин. Благо долго искать не придется: интернет-продавцов в Сети - великое множество!

Фото из архива «КП».  

КСТАТИ

Что чаще всего приобретают в Сети: 

* мобильные телефоны,

* бытовую технику,

* компьютеры,

* электронику,

* фото-, видео- и аудиотехнику,

* смешные сувениры,

* детские игрушки,

* парфюмерию,

* видеоигры,

* диски,

*l книги.

НА ЗАМЕТКУ 

Плюсы и минусы интернет-магазинов:

+ широкий выбор (можно найти любые товары, в том числе и те, которых нет в магазинах небольших городов);

+ экономия денег (товар дешевле, чем в обычном магазине);

+ экономия времени (не нужно ходить по магазинам);

+ доставка;

+ выбор удобной формы оплаты.

- нельзя оценить товар «вживую»;

- трудности с обменом неподходящего товара;

- сроки доставки;

- мошенничество.

ВАЖНО! 

Вернуть покупку - посильная задача

Потенциальные интернет-покупатели нередко сдерживают свои потребительские порывы из страха купить кота в мешке, которого в случае брака невозможно будет ни вернуть, ни обменять. Однако эксперты напоминают, что покупка в Интернете - это сделка купли-продажи, а значит, на страже интересов покупателей стоит Закон «О защите прав потребителей». 

Впрочем, сегодняшние крупные интернет-торговцы бережно хранят свою репутацию, в связи с чем вернуть купленный товар обратно в интернет-магазин не такая уж и большая проблема. Год назад я убедилась в этом на собственном опыте, когда покупала вытяжку. Всего одна ошибка, допущенная в заказе (цифра «7» вместо «1») привела к тому, что мне доставили совершенно не тот товар, который был нужен. Однако обнаружилась ошибка только через неделю - уже при монтаже кухни.

Нельзя сказать, что в интернет-магазине сильно обрадовались моему звонку. Их можно понять: заказ был доставлен неделю назад - они уже про него и думать забыли! Тем более что к качеству товара у меня претензий не было, а то, что цифры перепутаны, так не они же в этом виноваты: надо было на месте проверять. Тем не менее разговор с директором магазина «по душам» закончился в мою пользу: уже на следующий день я подвезла вытяжку к ним на склад, а мне вернули деньги.

В ТЕМУ

Можно ли защититься от надувательства?

* Воспользоваться «сарафанным радио» - оно подскажет проверенные торговые точки.

* Не покупать товар по слишком низкой - подозрительно низкой! - цене.

* Изучить сайт магазина: если контактная информация состоит только из номера мобильного телефона и электронной почты, ничего здесь не покупать.

* Если название сайта на одну-две буквы отличается от названия авторитетного электронного магазина, держаться от «двойника» подальше.

* Заранее изучить все характерные признаки приобретаемой вещи.

* Сделав выбор, перезвонить в магазин и уточнить все данные о магазине и о товаре, стоимости доставки, сроке гарантии, осуществляющих гарантийный ремонт мастерских и т.д. 

* Вводить информацию о кредитной карте для оплаты только со своего компьютера - в интернет-кафе могут быть установлены программные или клавиатурные шпионы.