25 ноября
Загрузить еще

Бог создал человека из обезьяны с помощью генной инженерии?

Бог создал человека из обезьяны с помощью генной инженерии?

Скрещенье ДНК - судеб скрещенье

В солидном научном журнале Nature Reviews Genetics ученые недавно подняли волнующий многих вопрос: можно ли генетически изменять обезьян, внедряя в них человеческие гены?

- Технически сегодня это возможно, - не сомневается один из авторов материала, профессор Центра по биоэтике и гуманитарным наукам при Университете Колорадо (США) Жаклин Гловер. - Сегодня уже расшифрованы геномы человека, шимпанзе и макаки-резуса. На подходе - горилла, орангутан, бонобо, бабуин, мартышка и лемур. Скоро узнаем, из чего «состоял» неандерталец. Такая база данных позволяет отследить эволюционные изменения в линии человекообразных и выделить специфические только для человека гены.

И здесь, по словам исследователей, может начаться самое интересное. Если эти уникальные человеческие «кирпичики жизни» соединить с генами наших лохматых родственников, можно получить генетический «гибрид» обезьяны-человека. Конечно, не забавы ради. 

- У нас появится практический способ узнать, какую роль в формировании человеческих качеств играет тот или иной ген, - объясняет профессор Гловер. - Для этого можно вырастить человекообразную обезьяну, внедрив в ее геном человеческие гены. Затем изучить, какие изменения в ее организме произойдут. Таким образом можно будет понять роль всех уникальных генов человека и, наконец, узнать, что делает нас людьми.

Напомним, что первые опыты по скрещиванию приматов и людей проводил  советский ученый, профессор Илья Иванов. Он проводил искусственное осеменение шимпанзе женского пола полученной от добровольцев человеческой спермой. Но обезьяны не забеременели. Профессор пытался осеменять женщин спермой шимпанзе и тоже потерпел фиаско. А сегодня генная инженерия может срастить генетические пазлы очень дальних родственников? С этим вопросом мы обратились к академику Российской академии медицинских наук, директору Медико-генетического научного центра РАМН Евгению ГИНТЕРУ.

О чем расскажет горилла

- Жуть, конечно! - такой была первая реплика академика, когда он прочел статью в Nature Reviews Genetics. - Эволюционное и геномное расстояние между обезьянами и людьми достаточно велико, чтобы с помощью генетической инженерии и введения в геном обезьяны одного, двух или нескольких генов его удалось преодолеть. Мы сегодня не можем предсказать, какие будут наблюдаться эффекты от внедренных генов.  

- Евгений Константинович, но вообще можно взять гены человека, пересадить их шимпанзе и получить нового человека?

- Нет, это, скорее всего, не получится. Дело в том, что геном человека только расшифрован по «буквам» - отдельным генам. Но не прочитан по «словам» и «предложениям», то есть пока неизвестно, как работают многие гены, за что отвечают, как между собой взаимодействуют. Не определены и гены, специфичные только для человека. Поэтому что конкретно следует вносить в эмбриональные стволовые клетки обезьян (а не в самих обезьян - это не прививка!), чтобы изменить или их внешний облик, или их умственные способности, не понятно. Более того, подобный опыт требует много времени. После внедрения человеческих генов они не проявятся сразу в подопытном животном. Придется дождаться, пока они вырастут, а потом их скрещивать, чтобы человеческие гены оказались в гомозиготе - особи, у которой отцовский и материнский гены, определяющие какой-либо признак, одинаковы. 

- Не так давно открыт ген речи у человека - FOXP2. Специалисты из Института эволюционной антропологии Макса Планка даже попытались внедрить человеческую версию гена в ДНК мыши. Надеялись, что она заговорит. Но чуда не случилось. А если «говорливый» ген внедрить в геном обезьяны - она разговаривать начнет?

- Я абсолютно не уверен, что только этот ген имеет отношение к развитию речи. Сложные признаки определяются большим количеством генов. И надо найти всю группу, отвечающую за способность разговаривать. Но пока мы не знаем даже, какая генетическая основа стоит за интеллектуальными способностями человека. Мы про физиологию только начинаем потихоньку узнавать. Сейчас идет научный  европейский проект, связанный с прочтением генома мыши. И там будут проводить эксперименты по последовательному отключению у мыши разных генов. Таким образом исследователи надеются получить представление о том, что гены делают. А поскольку мы на генетическом уровне с грызунами близки на 96 процентов, то наконец узнаем многое и про себя.

Чужой среди своих

- Может получиться так, что после внедрения человеческих генов обезьяна заговорит, но мозгов у нее не прибавится, как это произошло с Шариковым в «Собачьем сердце»?

- Мозг у шимпанзе, может, и увеличится до  размеров человеческого. Но загвоздка может быть в другом. Про то, как работает мозг, мы узнаем все больше, но наши знания в этом смысле еще довольно убогие.

- Если опыты по генетическому «скрещиванию» получатся, то очеловеченных животных придется держать только в лаборатории?

- Конечно. Если их выпустить в природу, возникнут проблемы. 

- Никто не пытался проводить генетическое скрещивание на изолированном острове?

- Нет. Но подобные опыты на колоссальных изолированных площадях проводят на растениях - выращивают картофель, сою, чтобы получать генно-модифицированные продукты. И вот там создаются условия, чтобы они не смешивались с природными растениями. По сути это создание искусственной среды.

- Может, в будущем в отдельно взятом заповеднике взять и вырастить, как сейчас выращивают трансгенный картофель, племя трансгенных обезьян?

- Не вижу в этом особого смысла. Вы знаете, как выглядит одна из фантазий о будущем человечества? Человек все дальше удаляется от природы, да и природа ему в общем-то становится не нужна. И он будет создавать собственную среду обитания. А из кого он будет ее создавать - неизвестно.

- И провокационный вопрос. Возможно ли, что давным-давно Бог создал обезьян, понаблюдал за ними некоторое время, остался недоволен и внедрил в них несколько новых генов, которые и превратили животное в гомо сапиенс? Бог мог быть генетиком? Ведь если принять эту теорию, то тогда можно запросто примирить креационистов и дарвинистов.

- А их незачем примирять. Эволюционная теория и теология не противоречат друг другу. Ведь в теологии просто много условностей. Например, факт создания Богом мира за шесть дней можно рассматривать не буквально. Возможно, что он создал некую схему, как должно происходить сотворение мироздания. И много выдающихся ученых были глубоко верующими людьми, и у них в голове легко совмещались и наука, и божественное учение. Вполне возможно допустить, что Бог действительно был генетиком.

…Интересно, а современные генетики смогут стать богами, сотворив из нынешних обезьян гомо футурус - человека грядущего? 

МНЕНИЕ БИОЭТИКА

Директор Центра генетических исследований этики и права при Университете Северной Каролины, профессор биоэтики Эрик Дженгст:

- Такие эксперименты с обезьянами проводить нельзя. Мы не можем предсказать эффект от внедренных генов. Есть риск случайного эффекта гена, который, к примеру, из доброго животного может сделать монстра. Кроме того, искусственно изменив фенотип обезьяны, мы обрекаем ее на жизнь социально одинокого существа, отвергнутого нормальными особями. Еще хуже, если в результате генетических манипуляций на свет появится обезьяна с повышенным уровнем осознанности. Тогда она будет страдать от понимания своего положения и своей судьбы. Только представьте себе жизнь трансгенных шимпанзе, у которых появится самосознание. Она будет знать, что она голая, что ходит в отличие от своих сородичей прямо, что не хватает съестное зубами, как собака, и вообще говорит, как человек. У такой обезьяны не может быть и речи о «нормальной» жизни в дикой природе. Но она не сможет жить и среди людей. Даже колонии трансгенных шимпанзе в лабораторных условиях будут изгоями. А если такие особи очутятся за пределами лаборатории, то дельцы будут эксплуатировать их для извлечения выгоды.