27 ноября
Загрузить еще

Почему откладывается последний полет шаттла

Почему откладывается последний полет шаттла
Фото: Никто не знает, сколько еще американцы смогут финансировать космические программы.

Он все время не может взлететь. Неисправность за неисправностью, проблема за проблемой, отсрочка за отсрочкой. Вначале последний запуск космического корабля шаттл в космос был перенесен НАСА с сентября 2010 года на 1 ноября. Затем на третье ноября. Затем на четвертое. Затем на восьмое. Теперь обнаружилась опасная утечка водорода, и старт снова отложили - на месяц. Похоже, «мы теряем его», но особой жалости это не вызывает.

Ни один большой проект в истории космонавтики не был столь провален и столь бесполезен, как проект шаттлов. По громадным бессмысленным затратам проект «Спейс шаттл» можно сравнить лишь с американской лунной миссией, но лунная миссия хотя бы не обманула заказчика в главном: «Вы хотели человека на Луне? Получите!» - нужно это науке или нет… Когда на проект шаттлов просили денег у конгресса США, многоразовость была лишь заявленным способом достижения важных технических целей. Разработчики просили денег, но обещали сделать три важные вещи: себестоимость запуска при использовании многоразового корабля резко снизится; надежность и безопасность полетов возрастет; шаттлы будут способны к регулярным полетам, как самолеты.

В итоге, «как самолеты», они не летают, а требуют длительного ремонта и пересборки в заводских условиях после каждого полета, безопасность выразилась в том, что из пяти машин американцы потеряли две (40% летающего парка), что само по себе катастрофа, а с себестоимостью вышла вообще пренеприятная вещь: полная себестоимость каждого запуска шаттла составляет около миллиарда долларов! Всего на программу затрачено уже свыше 160 миллиардов американских денег. Более грандиозного и более бессмысленного «пропила бабла» не знает вся мировая история науки и техники. 

ДЕДУШКА ШАТТЛОВ

Первый шаттл («Колумбия») «сошел со стапеля» в далеком от нас 1979 году и совершил первый полет 12 апреля 1981 года. Он погиб в своем 28-м полете 1 февраля 2003 года - сгорел при входе в атмосферу Земли вместе с экипажем. Все мы могли наблюдать эту катастрофу почти в прямом эфире.

Второй челнок, «Челленджер», был передан НАСА в июле 1982 года. Погиб (взорвался) при своем десятом запуске. Катастрофа развивалась медленно, и специалисты указывают, что если бы челнок был оборудован системой спасения по типу той, что, начиная с 60-х годов, ставится на наш корабль «Союз», то экипаж имел бы все шансы остаться в живых. Но система аварийного спасения экипажа на старте на шаттле не предусмотрена.

Третий шаттл, «Дискавери», стоит сейчас на стартовой площадке и на днях едва избежал взрыва во время процедуры заправки.

Шаттлы «Дискавери» (37 полетов), «Атлантис» (31 полет) и «Индевор» (23 полета) условно исправны и будут списаны в конце этого года. Или раньше, если что-нибудь случится. На роль корабля, завершающего программу шаттлов, НАСА с лета этого года попеременно анонсирует то старейший «Дискавери», то «Индевор», потом снова объявляeт, что полетит «Дискавери», но - попозже, что само по себе говорит о том, что с этим «старым железом» у американцев есть серьезные проблемы. Когда все идет хорошо - так обычно не суетятся. 

АМЕРИКАНСКАЯ РУЛЕТКА

Пока примерно каждый пятидесятый запуск шаттла заканчивается катастрофой. Представить себе это можно так: на столе лежат семь револьверов, в одном их них - боевой патрон. Вам предлагают подойти, выбрать любой и нажать на спуск... А дальше - как повезет. Шаттл - это такая американская рулетка, азартная игра семерки космонавтов на жизнь с непредсказуемой машиной, оседлавшей пламя.

Вес полезного груза, доставляемого системой «Спейс-шаттл» на орбиту, составляет мизерные полтора процента от его стартовой массы около 28 тонн, что близко к грузоподъемности такого одноразового носителя, как российский «Протон». Но «Протон» не стоит миллиарды, его запуск обходится заказчику в сумму около 30 миллионов долларов. По экономической эффективности шаттлы проигрывают одноразовому «Протону» конструкции академика Челомея примерно в 30 раз.

P. S.

Что умеет и чего не умеeт космический челнок?

Есть единственная вещь, которую может сделать шаттл, но не может сделать одноразовый аппарат, - снять спутник с орбиты. Скажем, для ремонта и повторного запуска. Теоретически в этом есть смысл, так как спутники весьма дороги. Но воистину космическая себестоимость услуг шаттла привела к тому, что и в этом секторе он потерпел полный провал: никто не заказывает таких услуг. Даже военные. Проще и дешевле запустить новый спутник, чем снимать с орбиты и чинить старый.

Полный провал - только так можно охарак­теризовать итоги этой программы. И по вопросам безопасности (четырнадцать погибших астронавтов!), и по себестоимости, и по способности оперативно доставить груз на орбиту шаттл является не прогрессом, а большим шагом назад по сравнению с традиционным одноразовым носителем.

Почему-то никого не удивляет, что бриться одноразовой бритвой гораздо дешевле, чем дорогой многоразовой. Почему-то никого не удивляет, что писать одноразовой ручкой несколько дешевле, чем «Паркером» с золотым пером. Но в 70-х все почему-то ждали от многоразовых шаттлов чуда.

Кажется, к американцам постепенно возвращается здравый смысл. Для запуска экипажей они намереваются использовать российский «Союз», на свой тяжелый носитель ставят движок российского производства, а грузы на МКС будет доставлять российский грузовик «Прогресс».

А что же шаттлы? Как пишет сайт НАСА, после завершения программы шаттлы выставят на продажу. И их можно будет купить всего-то за 30 - 40 миллионов долларов.

Это самый дорогой металлолом в истории человечества.