Загрузить еще

Почему жертвам преступлений в Украине чаще всего помогают... сами преступники?

Почему жертвам преступлений в Украине чаще всего помогают... сами преступники?
Фото: Родственникам девочек, убитых серийным маньяком Сергеем Ткачом, никто не предложил поддержки. Они справлялись с горем в одиночку.

Во всем мире миллионы человек страдают от жестокости и насилия, но об этой дате, когда мир вспоминает обо всех этих людях, у нас практически не знают. Потому что жертвы у нас есть, а поддержки нет. И большинство из потерпевших не могут чувствовать себя защищенными даже после того, как преступник пойман и осужден. 

ВСЕМ ПЛЕВАТЬ НА МАМУ, ПОТЕРЯВШУЮ СЫНА

Воспоминания, которые переворачивают душу наизнанку, из памяти Лилии Матвийчук не сотрутся никогда. Два с половиной года назад она потеряла любимого сына Сашу. 

- День поддержки жертв преступлений? - переспрашивает женщина с дрожью в голосе. - Нет, не знаю о таком. А если бы и знала, то разве бы мне это помогло? Кто меня поддержит, кроме родных и близких?

О том, что произошло с 17-летним Сашей, "КП" писала в 2009 году. Парень жил в поселке Немешаево (Киевская область), подрабатывал официантом в кафе. Между ним и Аленой - администратором ресторанчика - разгорелся роман. Прежний поклонник девушки старше, успешнее Саши и не хотел мириться с тем, что Алена ушла к "неперспективному". Алексей стал преследовать Алену, донимать скандалами. А потом подкараулил Сашу поздно вечером у дома и выпустил в него 11 резиновых пуль. Окровавленный, с вытекшим глазом Саша кое-как дошел до квартиры. Рыдая, его мама вызвала скорую. За жизнь юноши врачи столичного Института нейрохирургии боролись почти полгода - тщетно. Саша умер, так и не придя в сознание. 

- Пережить такое и не сойти с ума сложно, - признается мама парня. - Никакой психологической помощи от государства мне не предлагали - ни в милиции, ни в прокуратуре. Я разрывалась между больницей и судебными заседаниями. Деньги на спасение сына собирали всем миром. Помогали даже посторонние люди. А надо было платить и за адвоката. Ведь убийца моего сына пытался доказать в суде, что убил неумышленно. Его защитники винили во всем Алену, которая якобы крутила головы обоим парням одновременно. 

Суд приговорил Алексея к 14 годам колонии и обязал заплатить его семье  компенсацию за моральный ущерб. 

- Насколько я знаю, исполнительная служба уже передала в колонию нужные документы, - говорит Лилия. - Но мы до сих пор не получили ни копейки. Эти деньги ничего не решат - сына-то мне не вернуть. До боли обидно, что государству до страданий матери нет дела. Спасибо хотя бы на том, что нашли и наказали преступника.

Каждому из тех, кто столкнулся с бедой, нужна психологическая поддержка. Но в Украине эта практика не распространена. 

- К нам очень редко обращаются люди, ставшие жертвой преступления. В основном те, кто подвергся насилию в семье или в социуме, - рассказывает специалист одного из столичных центров психологической поддержки и реабилитации Татьяна Наумова. - Когда люди сталкиваются с проблемами, они чаще всего не знают, что им могут оказать практическую психологическую помощь, скорректировать дальнейшую жизнь. Им никто не подсказывает, куда можно идти. Вот к нам еще ни разу никто не обращался по рекомендации правоохранительных органов. Эту проблему надо решать на государственном уровне - создавать бесплатные реабилитационные центры. 

ЗЭКИ ЗАДОЛЖАЛИ ПОЛМИЛЛИАРДА ГРИВЕН

Итак, законов, направленных на поддержку жертв преступлений, у нас нет. А что же есть? Есть формальный статус потерпевшего, права и обязанности которого прописаны в Уголовно-процессуальном кодексе. Этот статус не обязывает государство к реальной помощи - ни правовой, ни социальной, ни какой-либо другой…

- Мы обязаны выполнять решение суда о возмещении ущерба потерпевшим, но зачастую бывает, что осужденный гол как сокол, все что нажил - то на нем и одето, - рассказывает начальник управления государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Киева Галина Иванец. - Или ничего не заработал, или успел до ареста все имущество переписать на родственников. В этом случае исполнители бессильны. Да, ставится вопрос о взыскании ежемесячного платежа с заработка осужденного в колонии, но он может не работать, а может получать за труд копейки. По закону же взыскивают не больше 20 процентов заработка. 

Чтобы защитить потерпевшего, надо вносить изменения в законодательство и обязывать осужденных работать, чтобы рассчитаться по долгам. Но такой вопрос даже не ставится. 

- По судебным искам те, кто отбывают наказания в местах лишения свободы, должны выплатить потерпевшим более полумиллиарда гривен, - сообщает помощник председателя Государственной пенитенциарной службы Украины Игорь Андрушко. - Но выполняют обязательства единицы. Нам не заставить осужденного работать, да и не всегда эта работа есть. Наша главная задача - изолировать его от общества на срок, назначенный судом.

Девочки, убитые серийным маньяком Сергеем Ткачом

ОСТАЕТСЯ РАССЧИТЫВАТЬ… НА ПОРЯДОЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

Есть случаи, когда виновник человеческой беды оплачивает жертве лечение или предлагает другие формы компенсации (этим, кстати, смягчает себе наказание). Но таких примеров мало. Более того, закон составлен так, что жертве порой только и остается рассчитывать на порядочность преступника, как бы абсурдно это ни звучало… 

В европейских странах существуют специальные государственные фонды, которые компенсируют жертвам ущерб, оплачивают лечение. Эти фонды формируются из средств, конфискованных у преступников в доход государства.  

- У нас таких фондов нет, - говорит начальник пресс-службы Минюста Лия Ильченко. - Хотя не раз на высшем государственном уровне поднимался вопрос об их создании. В том числе и применения медиации (разрешение споров, конфликтов между сторонами на этапе следствия. - Прим. ред.). Отношения между потерпевшими и подозреваемыми должен отрегулировать новый УПК, который сейчас рассматривает Рада. Но сможет ли он охватить все моменты, станет понятно, когда кодекс заработает. В любом случае на его основании потом можно принимать и другие законодательные акты, которые смогут отрегулировать, в частности, материальную и моральную защиту жертв преступлений. 

Фото УНИАН. 

СПРАВКА "КП"

Международный день поддержки жертв преступлений появился 22 февраля 1990 года, когда кабинет министров Великобритании опубликовал "Хартию жертв преступлений". В том же году в США был принят федеральный закон, в котором выделены основные принципы судопроизводства в отношении жертв преступлений. В этих документах было задекларировано право на справедливое и уважительное отношение к потерпевшим с соблюдением достоинства личности и конфиденциальности; право на защиту жертвы преступления от обвиняемого; право быть подробно информированным о ходе судебного заседания, представлять свои интересы и быть внимательно выслушанным; незыблемое право на реституцию, а также на информацию об обвинении, приговоре, об отбывании наказания преступником и дате его освобождения из мест заключения (тюрьмы или колонии).

 А КАК У НИХ? 

В мире действует до 200 программ помощи потерпевшим от преступлений. К числу тех, кто имеет право на помощь, причисляются не только жертвы, но и их иждивенцы. Во многих странах даже действуют муниципальные службы, работники которых убирают места преступлений, бесплатно меняют взломанные замки. 

В Америке каждый штат имеет свою собственную программу помощи. Министерство юстиции США обеспечивает дополнительное финансирование - в среднем в размере 500 млн долларов из источников, получаемых за счет взимания федеральных штрафов с осужденных. 

lВ ОАЭ право на компенсацию имеют жертвы всех насильственных преступлений против личности и иностранные граждане. Компенсация покрывает любые расходы, связанные с нейтрализацией последствий насильственного преступления, и финансируется федеральным правительством.

lВо Франции к компенсируемым государством расходам относятся: траты на лечение телесных повреждений, юридическое обслуживание жертв и их семей, имущественный ущерб, покрытие убытков, причиненных происшествиями.