29 ноября
Загрузить еще

Неделя на буровой платформе: Чуть скромнее, чем на круизном лайнере

Неделя на буровой платформе: Чуть скромнее, чем на круизном лайнере
Фото: Капитан дальнего плавания Александр Алабин за пультом управления на своем мостике.

СПОРТЗАЛ, КИНОТЕАТР И БИБЛИОТЕКА

…Лысый турецкий таможенник потеребил в руках синие книжечки с трезубцами, посмотрел каждому в глаза и поставил печать. Так начинался недельный переход "Петра Годованца" - самой современной украинской буровой платформы - из турецкого порта Гиресун, где сваривали длинные опоры и настраивали оборудование, в крымский порт Черноморское.

Глядя со стороны, никогда не догадаешься, сколько всего умещается на плоской платформе. Четыре жилые палубы и одна капитанская, множество технических площадок. Полный штат - 112 человек. Они размещаются в 53 двухместных и 6 одноместных каютах. По уровню жизнеобеспечения платформа чуть-чуть недотягивает до круизного лайнера. В каждой каюте - телевизор и DVD-проигрыватель, санузел-гальюн и душ (может быть общим для двух кают ради экономии места). На жилых палубах - кают-компания, комната для ежедневных "планерок", спортзал с десятком тренажеров, комната для чтения, просмотра телевизора и даже прачечная.

- Буквально за полчаса для целой буровой можно постирать по комплекту спецодежды, - провел "экскурсию" буровой мастер Александр Турусов. - На прежних украинских платформах таких условий и близко не было.

Снаружи фыркал дизелем основной буксир - украинский "Мыс Тарханкут". Его скорость с тяжелой буровой "на прицепе" - 5 узлов (9 километров в час).

- "Мыс Тарханкут" в этом отношении гораздо лучше тех буксиров, что раньше состояли на вооружении у "Черноморнефтегаза". Даст бог, дойдем до Украины к Дню Победы, - сделал оптимистичный прогноз капитан Александр Алабин. - Погоду мы застали хорошую - ждали ее долго. Но если появится встречный ветер, нас сразу затормозит.

Стоит заметить, что из-за отсутствия ветра саму платформу почти не качало. Так что моряки-новички так и не смогли определить у себя наличие морской болезни.

"Ключи от платформы": без них не будут работать основные механизмы, отвечающие за спуск и подъем.

"САМАЯ БОЛЬШАЯ ТУША НА КАМБУЗЕ - КУРИНАЯ" 

Из Гиресуна "Петра Годованца" провожали портовые рабочие, рыбаки и жители окрестных домов - все, кому платформа закрывала вид на море последние полгода. Когда "Мыс Тарханкут" вывел ее из бухты, из внешних динамиков грянул вальс "Прощание славянки".

- Это все капитан. Он пожилой, бывалый, у него остались еще прежние морские привычки, - пояснил помощник капитана Илья Зварич.

На время транспортировки экипаж сократили до минимума - 29 человек. Это инженерный персонал и механики, а также моряки. Любопытно, но даже в усеченном составе чувствовалось разделение обязанностей между буровиками и морским экипажем.

- Когда платформа на плаву, главный я. И все моменты, связанные с подъемом, кантовкой, установкой "Годованца", - моя забота, - пояснял Александр Алабин. - Сейчас начальник буровой - мой первый помощник. А вот когда платформа будет в рабочем положении, я уступлю свои права. Так принято во всем мире.

Все вместе члены экипажа встречаются только в одном месте - на камбузе. Меню простое - супы с мясом и овощами, каши и тушеные овощи в качестве гарнира, мясо - курица, говядина, свинина длительного хранения. И, конечно, салаты из свежих овощей. Ими здесь кормят, по крайней мере, пока овощи не успели испортиться в большой холодильной камере - гордости местных коков. При -20 градусов там, наверное, вполне мог бы разместиться пяток телячьих туш.

- Но мы их уже не храним. Попробуй-ка, занеси сюда целую тушу по тесным коридорам. Плюс здесь просто негде ее разделывать, - пояснил судовой кок Игорь Середа. - Это на старых платформах раньше так делали, сейчас же у нас самая большая туша - куриная.

Буксир "Мыс Тарханкут" с платформой позади может развивать скорость до 5 узлов - то есть примерно 9 километров в час.

ГЛАВНЫМ ПО ЗАПЧАСТЯМ БУДЕТ СЫН ГОДОВАНЦА 

К слову, там же, на камбузе, команда делится последними новостями, общаются о делах семейных. А на "капитанском" столике стоят самодельные нарды, давным-давно вырезанные старшим механиком Владимиром Глинским.

- Мы знакомы с капитаном уже не один десяток лет. Имеем традицию - каждый вечер совершаем несколько принципиальных поединков, - поделился стармех. - Счет, правда, не ведем… Наверное, уже перешагнули десятитысячный порог!

Нарды - не единственная традиция, которую поддерживают на борту платформы. Существует обряд "оморячивания" - когда человек в первый раз идет в рейс, за бортом для него зачерпывают воду в специальный ковшик. Нужно выпить минимум пол-литра, а знающие люди сразу дадут кусочек сахару, чтобы уменьшить першение в горле. А вот по праздникам рабочие смены меняются, как и в будние дни.

- Домой ведь всем хочется, и смена может остаться лишь из-за плохих погодных условий - если на вышку не сможет сесть вертолет, - пояснил Виктор Овчаренко, стармех по буровому оборудованию. - Но нам купили современную "Августу" - она безопасная.

Любой алкоголь в любом виде под запретом, а если кого-нибудь "застукают", сразу списывают на берег. Дни рождения, Новый год и Рождество отмечают со сладкими ватрушками и соком. А вот слабому полу вопреки стереотипам на платформы вход не заказан. И работать женщины могут поварами, прачками, уборщицами. Овчаренко рассказывает, что на буровой "Сиваш", работающей в Черном море с 70-х годов, было пять женщин-поварих.

Интересная деталь: на платформе будет работать сын самого Петра Годованца - знаменитого нефтяника, участвовавшего в разработке всех нынешних украинских месторождений - Роман - инженером по материально-техническим ресурсам. 

"БОЛЕЕ ТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ НЕ ВИДЕЛ" 

Половину пути из 418 морских миль прошли на третий день. Связь с внешним миром поддерживал буксир - ни приемник, ни тем более мобильный телефон в море не "ловят". Молчит и телевизор - на плаву невозможно навести антенну на спутник.

- Она за ним должна следить, а сейчас курс постоянно меняется, и делать это невозможно. У нас есть новейшие системы связи - IP-телефония, система Rignet, которая позволяет пользоваться Интернетом на борту и даже проверять электронную почту. Будем разрешать и простым матросам, и буровикам пользоваться, - рассказал начальник радиостанции Сергей Лавров.

Кстати, изнутри весь "Годованец" пронизан километрами телефонных проводов, стоят также телефонные будки - прямо как в почтовых отделениях. Это сделано, чтобы не использовать рации: во-первых, накладно, во-вторых, ненадежно.

Технологичность на буровой буквально во всем. После использования стоки попадают не в море, а в спецфильтр - "Станцию биологической очистки". Внутри нее находятся микробы, которые "поедают" грязь. А неподалеку установлена пара опреснительных установок - они работают по простому, но эффективному принципу конденсирования и могут перегнать до 35 "кубов" воды в сутки.

- Более технологичной платформы не видел, хотя бывал на многих буровых, - поделился Энди Гарнс - буровик-технолог из Тринидада-и-Тобаго, занимавшийся настройкой спецоборудования.

Прогноз капитана оправдался - на траверсе Черноморского платформа оказалась в канун праздника, а в порт вошла утром на следующий день. И снова звучало "Прощание славянки" - капитан не нарушил доброй морской традиции.

Фото автора. 

СПРАВКА "КП"

"Петро Годованец" - океаническая буровая платформа, предназначена для разработки морского дна на глубине до 120 метров (а не 76, как на старых буровых). Скорость бурения выше в два раза, и с одной точки она способна пробурить не одну-две, а целых 12 скважин (в том числе наклонных).

Стоимость буровой - около $400 млн. Если бы Украина купила 6-7 таких платформ, проблем с зависимостью от импортных энергоносителей уже бы не было.