Загрузить еще

Любимые актрисы императоров и вождей

Во все времена самые яркие женщины страны трудились в шоу-бизнесе. Не важно, был ли это придворный театр, императорский балет или просто заезжая актерская труппа. И во все времена внимание царей, генсеков и президентов было обращено на них - лучших актрис державы. Почему это происходило и чем кончались романы искусства с властью? «Комсомолка» постаралась в этом разобраться.

Наполеон пошел на Москву из-за сбежавшей актрисы?

Императора Александра Первого называют не только Освободителем Европы, но одним из главных ценителей женской красоты на русском троне. Даже простое перечисление дам высшего света, павших под натиском монарха, займет немало места. Числится в этом списке и французская актриса, блиставшая в начале XIX века на европейской театральной сцене. 

Пятнадцатилетняя француженка Маргарита-Жозефина Веймер дебютировала в 1802 году в знаменитом театре «Комеди Франсез» под псевдонимом мадемуазель Жорж, взятом по имени ее отца. Талант, античная красота, роскошная фигура и шикарный голос быстро сделали ее королевой сцены. Слава ее была настолько велика, что перед актрисой не устоял сам Наполеон, чьей любовницей Жорж была до встречи... с Александром I.

Популярность мадемуазель Жорж не знала границ. В том числе и государственных.


Во время встречи русского и французского императоров в Эрфурте выступавшая перед монархами актриса настолько поразила воображение влюбчивого императора, что тот велел послу во Франции графу Толстому во что бы то ни стало заманить ее в Петербург. Зимой этого же года Жорж еще с несколькими французскими актерами прибыли в российскую столицу.

Ее пребывание в России было недолгим, но ярким. С первых же дней она начала соперничать с лучшей русской драматической актрисой того времени Семеновой. Пушкин, кстати, восторгался Семеновой безмерно, а Жорж обозвал бездушной, но публика была от европейской звезды в восторге. Да и император Александр вряд ли бы разделил мнение поэта. Уже вскоре после приезда в Петербург француженка стала любовницей императора, более того, молва даже приписывала ей ребенка от русского царя.

После победы над Наполеоном в домах русской знати была популярна гравюра Венецианова «Изгнание французских актрис». На телеге во главе с мадемуазель Жорж из Москвы уезжала расхристанная французская труппа.


Актриса успела побывать в постели брата императора Константина Павловича, который охарактеризовал ее с солдатской прямотой:

- Мадемуазель Жорж в своей области не стоит того, чего стоит в своей моя парадная лошадь!

После вторжения Наполеона в Россию и начала Отечественной войны 1812 года (кстати, бытовала шутка, что Бонапарт начал войну, чтобы вернуть свою любовницу) мода на все французское резко пошла на убыль. И, когда на очередную премьеру французской труппы пришли всего несколько человек, она была распущена. Женщина, бывшая любовницей сразу двух могущественных императоров, закончила свои дни весьма бесславно.

Вера Самойлова была любимой актрисой Николая I. Поэтому ее судьба сложилась удачно и после ухода со сцены.


«Крепостной театр» Николая I

Император Николай I не просто перенял у старшего брата увлечение театром и актрисами, но самым активным образом участвовал в жизни артисток. В этом плане очень показательны судьбы двух звезд Александринского императорского театра - Веры Самойловой и Варвары Асенковой.

Известный театрал Николай регулярно посещал бенефисы Веры и ее сестры Надежды, дарил дорогие украшения и даже подбирал роли. А однажды приехал один (!) верхом на Крестовский остров, где сестры снимали дачу. При этом дороги император не знал и остановился расспросить, где живут актрисы, местного лавочника. В результате Николай благополучно добрался до пункта назначения, а над лавкой на следующий день красовалась новая вывеска: «Сюда заходил император!» Благодаря таланту и благосклонности царя Самойлова стала первой актрисой империи.

Когда Вера вышла замуж за полковника лейб-гвардии, Николай подарил ей на приданое три тысячи рублей. Такую сумму обычно дарили только фавориткам. А после рождения ребенка царь преподнес Самойловой бриллиантовый фермуар.

Варвара Асенкова отвергла императора.

Совсем иначе сложилась карьера у предшественницы Самойловой на сцене Александринского театра Варвары Асенковой. Уже на следующий день после дебюта (!) новой артистки государь прислал ей в подарок бриллиантовые серьги - таким образом обычно начинались царские романы с актрисами. Однако Асенкова отказала царю, что перечеркнуло все ее достижения. Когда через год она стала ведущей актрисой театра, ее мать попросила прибавить дочери жалованье. Но Николай, даривший своим фавориткам тысячи, на прошении написал: «Никакой прибавки сделано быть не может, ибо по собственному отзыву Государя Императора она никаких успехов не сделала».

В 1841 году 24-летняя актриса умерла от чахотки. Безутешный начинающий поэт Николай Некрасов написал стихотворение:

Ты все отвергла...
Заперлась
Ты феей недоступной -
И вся искусству
предалась
Душою неподкупной.

В 1941 году, через сто лет после ее смерти, во время блокады Ленинграда немецкий снаряд попал в могилу Асенковой, оставив на ее месте осколки памятника и глубокую яму.

Александр III любил балет по-своему.

Николая II отец знакомил с балеринами

Император Александр III не заводил фавориток не только в театральных кругах, но и во всех остальных тоже. Пример жившего на две семьи отца его многому научил. Поэтому его любовь к театру вообще и балету в частности была бескорыстной. Или почти бескорыстной. На торжественном обеде в честь выпускного экзамена в Императорском театральном училище именно Александр III познакомил наследника престола Николая с восходящей звездой Матильдой Кшесинской. Он посадил Кшесинскую рядом со своим сыном и пошутил: «Только не слишком флиртуйте». Николай с Матильдой, как выяснилось позже, его не послушались.

Дело было в том, что родители престолонаследника были всерьез обеспокоены его апатией и инфантильностью. И по совету влиятельнейшего сановника, обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева, постарались найти для него любовницу, чтобы хоть как-то взбодрить князя.

В ход были пущены государственные средства, и наследник Ники ухаживал за миниатюрной танцовщицей с нешуточным размахом. Сначала он подарил ей золотой браслет с сапфиром и бриллиантами, затем - особняк на Английском проспекте, кстати, построенный некогда Великим князем Константином Николаевичем для своей возлюбленной балерины Кузнецовой. Кстати, потом в революцию ходила шутка, когда про какую-нибудь развалину говорили: «Ну это точно не особняк Кшесинской».


Позже Кшесинская писала в мемуарах: «Ники меня поразил. Передо мной сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Он говорил, что не может быть у меня первым, что это будет мучить его всю жизнь... Он не может быть первым! Смешно! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет, он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он будет первый у меня... В конце концов мне удалось убедить Ники... Он обещал, что это совершится через неделю, как только он вернется из Берлина».

Матильда Кшесинская стала первой любовью последнего царя России.


После помолвки в 1894 году Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской его отношениям с Кшесинской пришел конец, но советская пропаганда припоминала это последнему императору весь XX век. Любопытно, что Матильда пережила Николая II на целых полвека и умерла в Париже в 1971 году, всего девять месяцев (!) не дожив до своего столетнего юбилея. 

Вера Давыдова покорила вождя народов голосом и статью.

Сталин любил балерин и певиц

Самую большую известность получил роман Сталина со знаменитой оперной дивой Верой Давыдовой. В США даже вышла книга писателя Леонарда Гендлина «Исповедь любовницы Сталина», представляющая беллетризированные мемуары певицы и описывающие ее отношения с отцом народов.

Как пишет Гендлин, после одного из спектаклей Давыдова нашла в кармане шубы записку: «Около Манежа Вас будет ожидать машина. Шофер доставит Вас на место. Записку сохраните». Ее отвезли на дачу Сталина, который ждал уже за накрытым столом.

«После крепкого кофе, вкуснейшего грога стало совсем хорошо. Боязнь и растерянность улетучились. Я пошла за ним. Оказалось, что И. В. ростом ниже меня. Мы вошли в комнату, где стояла большая низкая кушетка. Сталин попросил разрешения снять френч. На плечи он накинул восточный халат, сел рядом, спросил: «Можно потушить свет? В темноте легче разговаривать». Не дождавшись ответа, погасил свет. И. В. меня обнял, умело расстегнул кофточку. Сердце мое затрепетало. «Товарищ Сталин! Иосиф Виссарионович, родненький, не надо, я боюсь! Пустите меня домой!..» На мой жалкий лепет он не обратил никакого внимания, только в темноте загорелись ярким пламенем его звериные глаза...»

Сталину в 1933 году было 54 года, Давыдовой - 28. И, хотя родственники певицы назвали книгу подделкой, работники дачи Сталина в Сочи вспоминали, как туда к вождю часто приезжала певица по фамилии Мчедлидзе. Это была вторая фамилия оперной дивы.

Сталин повлиял на переезд Давыдовой из Ленинграда в Москву, где ее сразу приняли в Большой театр.

1. Валерия Барсова. 2. Ольга Лепешинская. 3. Наталия Шпиллер.


В числе любовниц вождя называли также балерин Марину Семенову и Ольгу Лепешинскую, певиц Валерию Барсову и Наталию Шпиллер.

Ленин и Вера

Проживая в ожидании революции в Швейцарии, Ленин любил посещать не только местные пивные, о чем написано немало, но и салоны только начинающего подниматься синематографа. Кому именно из зарубежных актрис симпатизировал вождь, неизвестно. Но, вернувшись в Россию, Ленин успевал параллельно с руководством революционным процессом заниматься еще многими вещами. В том числе и культурой: театрами и кино. Ленин смотрел фильмы одного из самых первых отечественных режиссеров - Евгения Бауэра, открывшего миру главную звезду российского немого кино Веру Холодную.

Ленин не зря считал кино важнейшим из искусств.


Кто знает, может быть, как раз находясь под обаянием красоты этой актрисы, Ильич и сказал Луначарскому: «Главнейшим из всех искусств для нас является кино»?


Окончание в следующем номере.