22 ноября
Загрузить еще

Как не впасть в ажиотаж во время зимних распродаж

Как не впасть в ажиотаж во время зимних распродаж
Фото: Психологи утверждают, что в толпе люди «заражаются» друг от друга особым эмоциональным состоянием, которое заставляет их покупать. Фото: Thinkstock.

Оказывается, среднестатистический потребитель подсаживается на скидки почти мгновенно. Ведь ничто не привлекает покупателя больше, чем низкие цены! Между тем эксперты предостерегают: дешевизна ни в коем случае не должна быть единственным критерием при выборе товара. Покупать нужно только то, что действительно необходимо. В идеале покупка должна быть не дешевой, а действительно выгодной, с оптимальным соотношением цена - качество. 

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

В декабрьские дни к привычным словам добавляются "волшебные". Скидки и акции из обычных превращаются в "предновогодние", а обыденная атмосфера становится "праздничной" и "сказочной". Кроме того, по мере приближения к Новому году распродажи все больше напоминают массовый психоз: люди толкутся в магазинах часами, пытаясь прямо на месте решить, что купить близким в качестве новогоднего подарка. 

В результате свечи и подсвечники, рамки для фотографий и чашки, статуэтки и глиняные фигурки становятся прямо-таки жизненно необходимым товаром. Ведь все это можно купить в подарок родственникам, приятелям, коллегам, а значит, такие траты могут быть вполне оправданны!

Совет "КП": не обманывайте себя и не оправдывайте спонтанные покупки тем, что "перед Новым годом всем нужно купить подарки". Признайтесь себе, что вы в очередной раз стали жертвой инстинкта потребления и собственной жадности. И всевозможные безделушки не перестанут быть бесполезным хламом только от того, что они куплены перед Новым годом.

СКИДКА И УЦЕНКА: БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

Вы уже оплатили товар, но продавец совершенно не собирается давать вам чек. "Я, конечно, могу вам его выписать, но зачем? -  вопрошает он. - Вы покупаете эти туфли со скидкой, значит, вернуть их нельзя и гарантия на них не распространяется. Ну так что, выписывать чек?"

Совет "КП": разумеется, выписывать! В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" товар, купленный со скидкой, подлежит возврату и обмену, как и любой другой. Никакие акции не освобождают продавца от его обязанностей. Другое дело, если товар уценили из-за брака, и причина уценки указана в торговом чеке -  такой товар действительно не подлежит возврату. Так что берите чек и не выбрасывайте -  фактически он выполняет роль договора, заключенного между вами и магазином!

ПЕРЕЧЕРКНУТЫЙ ЦЕННИК

Жирный крест на "старом" ценнике и вдвое меньшая "новая" цена творит с покупателем чудеса! Между тем тут часто кроется обман. Как-то в одном из столичных торговых центров увидела свитера любимого фасона по очень хорошей цене -  199 грн. Поскольку не смогла определиться с расцветкой, оставила покупку на потом. Через месяц снова попала в этот же ТЦ и увидела на знакомом магазине объявление о распродаже. Правда, "первоначальная цена" немало удивила: на ценнике было указано "300 грн. минус 20%". Таким образом, свитер "со скидкой" оказался на 41 грн. дороже этого же свитера без скидки! 

Совет "КП": чтобы реально приобрести товар с хорошей скидкой и не попасть на удочку мифического "ценопада", нужно по меньшей мере быть постоянным клиентом данного магазина. Кроме того, огромное снижение цены -  например, на 90% - свидетельствует о беспредельной наценке магазина. Стоит ли говорить, что оставшиеся 10% цены -  это и есть истинная стоимость данной вещи, не помноженная на амбиции магазина.

ТРИ ПО ЦЕНЕ ДВУХ

Вам не нужен этот чудесный блестящий шарфик приятного морковного цвета? А два? А три, если они продаются по цене двух?

Это удивительно, но если на первые два вопроса среднестатистический покупатель скорее всего ответит отрицательно, то, заслышав о "выгодном предложении", руки сами потянутся за кошельком! 

Совет "КП": между тем самое время спросить самого себя: если мне не нужна даже одна такая вещь, куда я дену целых три? И вспомнить, что на самом деле фраза "две вещи по цене одной" на общечеловеческий язык переводится как "скидка 50% на все ненужное барахло".

МИНУТА НА РАЗМЫШЛЕНИЕ

Вы еще не успели зайти в магазин, как навстречу уже бежит радостный продавец. Не удивляйтесь: радуется он не просто так, а именно за вас. Еще бы! Ведь вам так повезло: именно в эту секунду в магазине проходит специальная акция - подобной еще не видел мир! Скидка на пояса, которые вышли из моды еще в позапрошлом сезоне, -  30%, а на махровые носки -  и вовсе 35! Времени на раздумья нет: еще чуть-чуть и будет поздно!

Совет "КП": подобные заявления -  не более чем попытка заставить вас совершить импульсивную покупку. Пропустите мимо ушей слова "сегодня" и "специальная": практика показывает, что скидки будут расти с каждой неделей, а в январе-феврале остатки вообще выставят по минимальной цене.

ЗАКОНЧЕННАЯ АКЦИЯ

Перед входом в магазин стоит манекен, одетый в умопомрачительное платье по смешной цене: всего-навсего 500 грн. Однако на кассе вас ждет жестокое разочарование: акция закончилась буквально сегодня утром. И теперь это платье стоит чуть дороже -  1300 грн. Что тоже совсем недорого для такой прекрасной вещи - по крайней мере в этом вас активно пытается уверить продавец.

Совет "КП": не стоит выкладывать неподъемную для себя сумму только лишь для того, чтобы доказать продавцу, что вы "можете себе это позволить". К тому же налицо нарушение: согласно Закону "О защите прав потребителей" продавец обязан предоставлять информацию своевременно. Значит, вы вправе потребовать, чтобы платье вам было продано именно за 500 грн., а если услышите отказ -  жалуйтесь. Как минимум сделайте соответствующую запись в "Книге жалоб и предложений".

ВСЕ ПО 55 ГРИВЕН! 

А иногда даже "Все по 30 грн.!" или, например, "Все по 15 грн.!". Покупатель, привлеченный заманчивым предложением, заходит в магазин и, разумеется, видит, что далеко не все товары (кстати, чаще всего сваленные в огромную бесформенную кучу) продаются за обещанную на входе цену. Тут срабатывает мысль: "ну все равно же дешево!" - и… Словом, все идет по накатанной.

Совет "КП": на самом деле весь этот театр - тщательно продуманная маркетинговая стратегия, заставляющая покупателя подойти, порыться и что-нибудь купить. Не поддавайтесь!

ЗОЛОТЫЕ ПОЛКИ

Правило "золотых полок" в предновогодние дни остается в силе: товар, от которого продавец хочет избавиться в первую очередь, располагается на уровне глаз. И, разумеется, именно на эти товары объявляется самая "хорошая" скидка.

Совет "КП": не ленитесь подниматься на цыпочки, наклоняться и копаться в дальних углах. Вполне возможно, что там вас ждет товар лучше и, что немаловажно, дешевле скидочного! 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как показал опрос, проведенный ранее Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob, в том, что распродажи -  это обман, а не честное снижение цен, уверены 74% мужчин и 67% женщин. Примечательно, что скептицизм покупателей растет по мере увеличения их дохода.

 В ТЕМУ 

Не потратьте лишнего и обезопасьте себя от ненужных покупок

* Покупайте только то, что вам действительно необходимо.

* Заранее составьте список покупок и следуйте ему.

* Определитесь с подарком до похода в магазин (например, изучив товары в интернет-магазинах).

* Не стесняйтесь отходить от прилавка без покупки. 

* Не ходите в магазин в день зарплаты.

* Не покупайте вещь только потому, что она дешевая.

* Не покупайте вещь потому, что продавец уделил вам много времени.

* Берите в магазин только ту сумму, которую изначально планировали потратить.

* Старайтесь пользоваться кредиткой как можно реже.

* Не становитесь жертвой брендов.

* К комплиментам продавца относитесь критически.

Если все вышесказанное не помогло, попробуйте скрупулезно записать все напрасные покупки, совершенные вами за последние три месяца. После изучения этих записей "трезвым взглядом" мало какой транжира сможет остаться равнодушным. А если рядом составить список действительно нужных вещей, которые можно было бы купить на эти деньги, эффект будет и вовсе ошеломительным!