28 ноября
Загрузить еще

Воспоминания секретных агентов КГБ: Брежнев на охоте думал о работе

Воспоминания секретных агентов КГБ: Брежнев на охоте думал о работе
Фото: Каждый четверг генсек охотился в Завидово на кабанов. Фото: ИТАР - ТАСС.

В прошлых номерах мы познакомили вас с воспоминаниями генералов Докучаева и Королева, а также полковника Кузовлева. Сегодня мы публикуем их продолжение - речь пойдет об охране Дмитрия Устинова и Леонида Брежнева.

Нарком в 32 года

- Чем отличался "последний из могикан" Дмитрий Федорович Устинов, стоявший вместе с Королевым у истоков советской космонавтики, а на исходе жизни ставший министром обороны СССР? Константин Феоктистов, коллега Королева по созданию корабля для Гагарина, говорил мне, что Устинов достоин был памятника при жизни!

- Устинов был человеком высочайшей трудоспособности. Он мог работать 20 часов в сутки. В 1941 г. его в возрасте 32 лет Сталин назначает наркомом оборонной промышленности. Устинов рассказывал:

- ДокладыватьСталину о новых образцах военной техники необходимо было устно, без записки, надо было дать полную характеристику и сравнить ее с новейшими образцами зарубежной техники такого же образца. Если я позволял себе взглянуть в записку, Сталин говорил: "Вы сегодня не готовы, приходите завтра".

Дмитрий Федорович вспомнил однажды, как весной 1942 года в Ижевске ему подарили мотоцикл "Иж". Он решил его обкатать и поехал на дачу по Рублевскому шоссе. На повороте мотоцикл занесло. Устинов оказался в кювете без сознания...

Леонид Ильич был мужчина видный. И очень неравнодушный к женскому полу. Фото: РИА "Новости".

"После выписки из больницы меня пригласил к себе Сталин и спросил:

- Товарищ Устинов, Вы знаете, в какое время мы  живем?

- Знаю, товарищ Сталин.

- А у Вас есть служебный автомобиль?

- Есть, товарищ Сталин.

- А почему Вы ездите на мотоцикле?

- Больше этого не будет, товарищ Сталин!

- Тогда идите, товарищ Устинов, и занимайтесь государственными делами. А если подобное повторится, то у нас с Вами другого разговора не будет!

Я вышел из кабинета, не чувствуя ног…"

Дмитрий Федорович очень не любил, если его поручение при нем записывали в блокнот. Когда новый комендант Александр Зайцев, вопреки советам, попытался записывать поручение охраняемого, Устинов остановил его и попросил заменить сотрудника.

Став министром обороны, Устинов быстро навел порядок в Генштабе. Если прежде некоторые престарелые члены военного совета позволяли себе во время совещания дремать, то Устинов, заметив заснувшего, тотчас обращался к нему: "Маршал такой-то,  ваше мнение по обсуждаемому вопросу?" В ответ было: "А-а-а…" И смех соседей. После чего уже никто не смел дремать.

После Политбюро - на охоту

- Ну а чем вам запомнился Брежнев?

- Главным увлечением в жизни Леонида Ильича была охота. Охотился он с ранней осени до весны в охотхозяйстве "Завидово". Стрелял кабанов.

Каждый четверг после заседания Политбюро приглашенные им товарищи выезжали на охоту. Иногда совещание продолжалось всего сорок минут. Каждому охотнику выдавался небольшой кейс, в котором находилась четвертинка коньяка и бутерброды.

В охотхозяйстве была резиденция. В ней и собирались участники охоты. Выпив по рюмке, они ужинали. За столом делились впечатлениями об охоте и рассуждали о государственных делах. Почти все оставались в резиденции ночевать. Мы, прикрепленные, располагались ужинать в соседней комнате. Нам также предлагалось по стопке перцовки.

Леонид Ильич Брежнев был очень скромным и артельским человеком. Он хорошо относился не только к своим, но и к другим прикрепленным, приезжавшим в "Завидово" со своими охраняемыми. В общении с ним мы не чувствовали никакого напряжения, но, конечно, соблюдали к Генсеку почтительное отношение.

- Какие отношения были между членами Политбюро помимо работы, рыбалки и охоты?

- Лишь официальные и никаких личных. Создавалось впечатление, что они побаивались, как бы о них не подумали что-либо недоброе. Например, чтобы не заподозрили в попытке сговора.

В связи с этим приведу случай. Дача Мазуровых (К. Т. Мазуров - первый зампред Совета Минстров СССР. - Прим. ред.) соседствовала с госдачей Кулаковых (Ф. Д. Кулаков - секретарь ЦК КПСС. - Прим. ред.). У них был общий забор. В заборе имелась дверь, через которую общались агрономы и рабочие парков. И вот по распоряжению Кулакова дверь забили большими гвоздями. Теперь, если возникала потребность встретиться, приходилось идти к въездным воротам охраняемых объектов. Однако мало кому лишний раз хотелось воспользоваться такой возможностью…

Даже в дни рождения Кирилла Трофимовича Мазурова на дачу к нему приезжал лишь Иван Капитонов, который был сватом семьи.

Первая леди никогда не пыталась выходить на первый план. Фото: РИА "Новости".

Клуб первых жен

- А как вели себя жены членов Политбюро?

- Если члены Политбюро вне работы практически не общались, то их жены часто проводили время вместе. Инициатором встреч была Мазурова Янина Станиславовна. Довольно часто жены собирались на даче Мазуровых для игры в канасту. Есть такая игра в карты.

Среди гостей Янины Станиславовны были: Виктория Брежнева, Ирина  Гришина, Тамара Капитонова, Валентина Пономарева. В начале 70-х участвовала в "девичниках" и Лидия Пельше.

Жены членов Политбюро поручали мне организацию поездок на выставки иностранных товаров легкой индустрии, которые проводились в павильонах ВДНХ и в Сокольниках. По их просьбе мне доводилось организовывать и экскурсии на предприятия парфюмерной промышленности Москвы, где им предлагались образцы кремов, шампуни и другая продукция.

Виктория Петровна Брежнева была скромной, обаятельной и приветливой женщиной. Создавалось впечатление, что ее не интересуют политические дела мужа. Она была просто заботливой супругой Генерального секретаря.  Когда она приезжала на дачу Мазуровых на "девичник", то всегда привозила какие-либо фрукты, которых еще не было в продаже. Весной она привозила арбузы и крупные помидоры или что-либо еще. А вот ее дочь Галина Леонидовна, приходя в спецмагазин за товарами повышенного спроса, запросто могла сказать: "Сейчас мы у власти…" Это очень грустно, но факт.

Все эти женщины приятно проводили свой досуг в общении друг с другом. Такого общения между женами членов Политбюро как в прошлом, так и в будущем мне наблюдать не приходилось.

Прогулки по Кутузовскому

- Как Брежнев проводил свои вечера?

- Во второй половине ­60-х я вернулся работать в 18-е отделение 9-го управления КГБ СССР. Поздними вечерами из отделения (по заявке начальника охраны Брежнева А. Я. Рябенко) высылалась "дежурная пятерка", т. е. пять офицеров для сопровождения Брежнева во время его прогулок  после работы по Кутузовскому проспекту (от дома № 26, где он проживал). Брежнев любил ходить в сторону Поклонной горы и обратно. После чего он прощался с нами, благодарил всех ребят и уходил домой. Он был очень общительным человеком и к нам  относился уважительно.

Во время одной из прогулок нам встретилась группа девочек. Все они курили. Когда Леонид Ильич поравнялся с ними,  то спросил: "Девочки, а вы покуриваете?" Они засмеялись и ответили: "Мы не только покуриваем, но и… еще кое-что поделываем!" И убежали. Высказывание было с большим намеком. Брежнев остановился и, глядя им вслед, сказал: "Вот какие боевые девочки!" Хмыкнул и засмеялся, ну и мы вместе с ним.

Золотой человек

- Пользовался ли Брежнев  служебным положением?

- Вспоминается декабрь 1976 г. В стране собирались отметить 70-летие Генерального секретаря ЦК КПСС. Компартии республик, обкомы, крайкомы и многие предприятия готовили подарки. Виктория Петровна, супруга Леонида Ильича, тоже провела работу среди жен членов и кандидатов в члены Политбюро и секретарей ЦК КПСС. Она попросила их делать подарки… пусть и небольшие, но из золота или из серебра.

Мы с Яниной Станиславовной Мазуровой поехали на базу ювелирных изделий. Там она купила набор серебряных чашечек и сахарницу. Кроме того, по ее заказу художник Васильев нарисовал портрет Л. И. Брежнева в молодые годы, когда он участвовал в боях на Малой земле и носил звание полковника. Портрет был выполнен великолепно и был назван "Память сердца". Этот портрет и серебряный сервиз я привез на дачу Брежнева и попросил коменданта объекта Павла Сулоева поставить подарок на диван, на видное место. Он так и сделал. Там было много очень дорогих подарков, и подарок Мазурова на их фоне выглядел скромно. Но соревноваться с областями и республиками он не мог.

Мазуровы долго ждали звонка от Брежневых. Переживали. Они даже спросили меня: отвез ли я подарок? Однако через какое-то время Леонид Ильич все-таки выразил свою благодарность. И Мазуровы успокоились. Портрет Брежнев повесил в кабинете…

Период застолья

На торжественном заседании в КДС по случаю 70-летия Генсека было много выступающих государственных деятелей. Многие из них превозносили его достижения в хозяйственном развитии страны, а отдельные выступающие, говоря о Великой Отечественной войне и отмечая победу 18-й армии на Малой земле, прославляли полководческий талант Брежнева, который был всего лишь начальником политотдела этой армии. Некоторые договорились до того, что битва за Малую землю в районе Новороссийска стала главной вехой в деле разгрома фашистских армий. И лишь вскользь упомянули о битвах под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге. Даже маршалы основную часть своих выступлений посвятили победе на Малой земле.

Этот период в деятельности Брежнева и других руководителей страны был не столько застойным, сколько застольным.

Жизнь показала, что нельзя долго задерживаться во главе государства. Последние годы Леонид Ильич шаркал ногами по полу и во время чтения доклада ловил во рту свои вставные челюсти. На это было неприятно смотреть. Он терял уважение к себе. И никто не верил в него как в лидера партии коммунистов и страны. К концу 70-х он превратился в убогого старца.