22 ноября
Загрузить еще

Особенности смертельной экономии в экстренной медицине

Особенности смертельной экономии в экстренной медицине
Фото: Кузов автомобиля должен быть вместительным, крепким и несущим. Чтобы в случае ДТП и переворота пассажиры остались живы. Фото: Максим ЛЮКОВ.

В трясущейся на ухабах печально знаменитых украинских "автобанов" "Газели" человек с сердечным приступом, ударом, ранением или травмой головы может умереть только от условий перевозки. Если добавить, что большинство карет скорой при этом еще "оснащены" не дефибриллятором и другим реанимационным оборудованием, а обыкновенным тонометром, бинтами, ватой, магнезией и папаверином, то становится понятно, почему многие пациенты не доживают до больницы. Врачам просто нечем поддерживать жизнедеятельность организма больного! 

Неотложки, которые опаздывают на полчаса

В народе давно ходят анекдоты и о скорости прибытия отечественных скорых. Но часто эти страшилки подтверждаются реальными историями, от которых просто жуть берет. 

Так, в недавнем убийстве мужчины на ул. Саксаганского в Киеве (23 апреля) решающую роль в спасении раненого могло сыграть своевременное прибытие скорой. На это по закону отводится 10 минут. Однако на деле вызов поставили в очередь, и карета прибыла через полчаса…

Откуда такая медлительность? Столичная скорая помощь в тот день не справлялась с количеством вызовов. Когда скорая прибыла, медики могли лишь констатировать смерть. На месте этого человека мог оказаться любой из наших близких или мы сами.

Большая часть автомобилей скорой помощи напоминает развалюхи. Например, чтобы смягчить тряску, водители в салон подкладывают два мешка цемента. Все внутреннее оборудование зачастую состоит из койки и сиденья для врача. Но и таких драндулетов катастрофически мало. На сегодняшний день нехватка достигла колоссальных размеров - надо закупить 5000 новых автомобилей, чтобы покрыть минимальные потребности населения в скорых.

При нормальном отношении государства к состоянию медицины покупать следовало бы 700-800 машин в год, чтобы не только пополнять, но и обновлять парк, созданный еще во времена СССР.

Качество или политика

Обычно машины скорых продаются полностью укомплектованными, имеют особый статус служебного медицинского автомобиля. При разработке такого авто учитывается его мобильность, амортизация, мягкий ход. То есть все должно быть направлено на максимально комфортную и быструю доставку в условия стационара. Увы, большинства отечественных скорых это не касается.

Исключение составляют скандально известные автомобили, закупленные в 2011 году. Эти две сотни новеньких Peugeot Boxter пережили уже несколько волн "обвинений" в прессе. Самое обидное, что речь идет не о плохом качестве машин, а о политическом скандале и подозрениях в отмывании денег на покупке "Пежо". Тем временем пользователи новых скорых - как медики, так и водители, ими очень довольны.

- В них есть все необходимые приборы и оборудование, - рассказал "КП" водитель столичной скорой Анатолий Клопцов. - Как водителю, мне такие машины очень нравятся - они мягкие, маневровые, быстрые. Не сравнить с "Газелями", на которых я ездил раньше. 

По мнению главного врача Киевской станции скорой помощи Анатолия Вершигоры, два года назад впервые в истории Украины государством были куплены автомобили для оказания неотложной помощи, которые полностью соответствуют национальным стандартам.

- Необходимо понимать, что автомобиль скорой - это не просто "такси в больницу", в нем должно быть соответствующее оборудование по всему необходимому спектру предоставления надлежащей неотложной помощи, - убежден главврач. - Такой автомобиль поможет сохранить здоровье и жизнь человека и довезти его в случае необходимости в больницу для проведения дальнейшего лечения.

Peugeot Boxter попали в пилотные регионы, где проходило реформирование медотрасли: Донецкую, Винницкую, Днепропетровскую области и Киев. За два года эти машины помогли спасти тысячи жизней. 

Как экономят на скорых

Эксперты подчеркивают: должным образом оборудованные машины-неотложки не могут быть дешевыми "по умолчанию". Впрочем, чиновники высших уровней смогли решить этот вопрос в 2011 году, когда сбили цену тех же "Пежо" до минимума. Как отмечают сотрудники Государственного украинского объединения "Политехмед", стоимость автомобилей скорой помощи Peugeot Boxter типа В на шасси европейского автопрома в 2011 году в целом составляла от 615 до 958 тыс. грн. Минздрав закупил для пилотных областей полностью укомплектованные скорые по 649,8 тыс. грн. Это стало ориентиром и для других регионов при установлении рыночной цены на такие же неотложки. Так, например, за 650 тыс. грн. Peugeot Boxter закупили Волынская, Ивано-Франковская и Ровенская области за средства местных бюджетов.

Нашлись и те, кто существенно сэкономил. Хотя экономия на комплектации скорой напрямую отражается на эффективности ее работы. Так, в Харьковской области, например, за тот же автомобиль Peugeot Boxter типа В платили 579 тыс. грн. В оборудовании отсутствуют дефибриллятор с кардиомонитором и электрокардиограф (их стоимость составляет от 60 тыс. до 170 тыс. в зависимости от качества и производителя). Таким образом, приехав на вызов к сердечнику, врачи этих скорых не смогут ни толком поставить диагноз, ни отслеживать состояние больного при перевозке, ни запустить сердце при нарушении сердечного ритма. Не слишком ли страшной может оказаться цена  "дешевизны"?

В Севастополе были закуплены три автомобиля на базе шасси Renault Master и вовсе по 400 тыс. грн. за каждый. Оказалось, что эти машины не зарегистрированы как авто медицинского назначения, в них отсутствует необходимое оборудование.

Что ж, при указанной потребности медотрасли в приобретении 5000 скорых сэкономить получится лишь за счет недокомплектации. Это позволит купить больше автомобилей. Но остается открытым вопрос: готовы ли украинцы ради такой экономии поставить на кон жизнь своих близких, к которым приедет несертифицированная и недоукомплектованная карета скорой помощи?

К чему приводит нехватка современного оборудования, ярко демонстрирует ситуация в экстренной медицине. В наших условиях этот термин воспринимается скорее не как "срочная" или "неотложная", а как "экстремальная". Рисков - хоть отбавляй. 

СПРАВКА "КП"

Без диагностического и реанимационного оборудования машина бесполезна

Что собой должна представлять машина скорой медицинской помощи? Определяет это национальный стандарт (ГОСТ 7032:2009 "Автомобили скорой медицинской помощи и их оборудование, технические требования и методы испытаний"). Так, кроме самой машины и койки в ней внутри должны находиться аппараты, которые поддерживали бы жизнь тяжелобольного. Автомобиль должен быть оснащен подвеской, которая снизит тряску при движении. Для постановки правильного диагноза необходимо перевозное диагностическое оборудование (например, чтобы сделать кардиограмму и т.п.). 

Какой должна быть скорая помощь 

Автомобиль: Кузов должен быть вместительным, крепким и несущим. Чтобы в случае ДТП и переворота пассажиры остались живы. Фото: Максим ЛЮКОВ. 

Подвеска мягкая, хорошо "отрабатывает" украинские ямы, чтобы пациенту в салоне было комфортно. 

Маневренность. Радиус разворота скорой должен быть минимальным (не занимать три полосы движения, как у "Газели").

Мотор мощный и экономный. Чтобы машина могла быстро набрать скорость и расходовала минимум топлива. 

Оборудование: 

 

Электрокардиограф: помогает отслеживать работу сердца.

 

 

 

 

 

 

Пульсоксиметр: дает возможность измерить насыщение сосудов кислородом и избежать гипоксии мозга. 

 

 

 

 

 

Бронхоскоп: помогает осмотреть состояние слизистых трахеи и бронхов, удалить инородные предметы. 

 

 

 

 

Ларингоскоп: позволит обследовать состояние глотки и гортани при травмах дыхательных путей . 

 

 

 

 

 

 

 

Аппарат для искусственной вентиляции легких: восстанавливает дыхательные фукнции пациента при тяжелых травмах, например, после аварий, падения с высоты и т.д. 

 

 

 

Дефибриллятор: борется с нарушением сердечного ритма, реанимирует при остановке сердца.