26 ноября
Загрузить еще

Генеральный директор "МТС Украина" Иван Золочевский: "С точки зрения стоимости услуг мы достигли дна и пока на нем спокойно живем - у нас практически самая низкая стоимость минуты в мире" [ВИДЕО]

Генеральный директор
Фото: Генеральный директор «МТС Украина» Иван ЗОЛОЧЕВСКИЙ: "В Европе мобильная связь на порядок дороже" Фото Оскар Янсонс

О ТЕХНОЛОГИЯХ БУДУЩЕГО

Владимир:

- В этом году исполняется 20 лет мобильной связи в Украине. Что нас ждет в ближайшие 20 лет, возможно, будут какие-то новинки?

- Действительно, 20 лет назад никто  себе не мог представить, что  будет происходить даже через 10 лет. Не думаю, что какой-нибудь фантаст тогда смог бы предсказать  роль, которую играет мобильный телефон в нашей жизни сегодня. Такого успеха никто не мог предвидеть.

Когда ведущие операторы только строили свои сети, абонентские базы развивались темпами, в 3-4 раза превышающими прогнозы. Первый раз, когда мы делали прогноз, через 5 лет должно было быть 300 тысяч абонентов, а на самом деле их стало 3 миллиона. Это на порядок больше. Одно дело, когда ты разрабатываешь какой-то продукт и услугу, другое дело – вложение денег в ее развитие.

К примеру, почему мы не ездим на электромобилях все поголовно? Технология есть, но все не ездят. Почему? Наверное, потому, что нужно потратить гигантское количество средств, чтобы утилизировать старые машины, поменять пользовательские привычки, выпустить новые авто и т.д. С мобильной сетью приблизительно такая же история. По большому счету, мобильная передача данных - смартфоны, LTE – все эти технологии придуманы в прошлом тысячелетии. Странно звучит, но технологии, которые реализуют сейчас в смартфонах и планшетах, придумали в 90-х годах.

LTE как технология придумана в 2006 году, но ее еще и близко на рыке нет. Наверное, потому, что наталкивается на огромное количество денег, которые необходимо инвестировать. Что нас ждет через 20 лет? Я думаю, что мы, как ни странно, будем, скорее всего, жить в той же реальности, которая была рождена 10 или 20 лет назад.

Владимир:

- Каковы, по вашему  мнению, перспективы технологии LTE в  Украине?

- Если говорить о технологии, а не о лицензии, то LTE - это все-таки логическое продолжение технологии UMTS 3G. Оно отличается от CDMA и прочих технологий тем, что одновременно в одном смартфоне есть и голосовая связь, которая обеспечивается сетью 2G, и услуга передачи данных, а телефон умеет сочетать все эти сервисы одновременно. То есть одновременно на телефон может приходить почта и SMS, а при пользовании мобильным интернетом тебе придет звонок.

Сейчас, если купить карту с 3G, на нее никто не позвонит. Нужно носить несколько разных приборов, а это дополнительные деньги на покупку оборудования. Для того чтобы сделать этот продукт массовым, сначала нужно чтобы люди действительно обзавелись этими телефонами и получили определенные привычки пользования, которые связаны с передачей данных.

В модернизацию сети компания МТС собирается вложить 700 млн. долл. фото Оскар Янсонс

Александр:

- Приходится часто  ездить в командировки по Украине, и постоянно нужен мобильный интернет, а Wi-Fi есть не везде. Посоветуйте недорогой вариант и чтобы связь везде была. Когда в Украине появится связь 4G? В России уже есть.

- Если говорить о мобильном интернете, который постоянно под рукой, то, скорее всего, речь идет о каких-то нуждах - пробки узнать, погоду посмотреть, почту проверить и т.д. На самом деле технологии 2,5 G для этого абсолютно достаточно и качество интернета вполне приемлемо. Если сравнить качество у МТС в Украине и в России, то Украина сильно выигрывает.

Да, в России уже есть 3G, уже строятся базовые станции LTE, но все-таки надо понимать, что эти технологии  рассчитаны на употребление "тяжелого" контента - это видео-интернет для планшетов, закачка большого объема файлов. Это не то, что нужно иметь всегда под рукой.

Я не говорю, что не нужен 3G. Огромному количеству людей и мне лично сильно не хватает возможности пользоваться 3G или LTE везде, где я хочу. Но пока нет лицензий у всех, нет конкуренции. А без конкуренции невозможно нормальное развитие технологии по всей стране. Тут очень многое зависит от результатов диалога с государством, которое в этом смысле должно сделать определенные шаги.

Евгений:

- Какие новые планы у МТС?

- Модернизация сети. Стоимость  этого проекта - 700 миллионов долларов. Это сравнимо с годовой выручкой компании. Еще, конечно, в планах 3G, и мы к этому готовимся.

У НАС И У НИХ

Олег:

- Чем отличается мобильная связь  в Украине и в Европе, где  дешевле?

- В Европе  мобильная связь на порядок  дороже. Есть очень простой показатель, который входит в публичную  отчетность всех операторов, это  средний счет абонента в месяц. Например, в Португалии средний абонент платит оператору за услуги 40 евро. Есть абонент, который платит 300, 500, 1000 евро. Минимальный тарифный план начинается от 15 евро. Есть опыт Англии, где, например, чтобы стать контрактным абонентом, год-полтора нужно обслуживаться на "припейдных" тарифных планах. А "припейдные" тарифы в Европе существенно дороже, чем контрактные. Смысл существования на контракте во всех странах в том, что ты платишь в месяц определенную сумму денег, но за это оператор дает тебе скидку за лояльность, которая заложена в цену. В контрактных тарифах в целом минута разговора или SMS дешевле.

Если смотреть цифры, в Европе средний счет - 40 евро (440 грн. - Ред.), а в Украине абонент МТС за 42 гривны в месяц использует около 600 минут голосовой связи. Это один из самых высоких показателей не только в Европе, но и в мире. Это в два раза выше, чем в России, в 2,5 раза выше, чем в странах северной Европы. Если брать Португалию или Англию, то там средний показатель 350-400 минут, у нас 600. То есть мы за меньшие в десять раз деньги даем в 2 раза больше трафика.

По стоимости минуты звонка в списке более чем двухсот стран Украина находится на 2-м или 3-м месте снизу. С точки зрения стоимости услуг мы достигли дна и пока на нем спокойно живем - у нас самая низкая стоимость минуты практически в мире. Важное сравнение - это какую долю от заработка люди тратят на мобильную связь. В этом смысле мы в абсолютной норме. Всего около 1,5-2% семейного бюджета в среднем уходит на мобильную связь.

Александр:

- Собираемся семьей  в отпуск в "теплые" страны. Помогите разобраться: выгодней подключить роуминг в Украине или на месте искать местную сим-карту. И какой тариф лучше подключить, чтобы экономней было звонить в Украину?

- Если вы абонент МТС, подключите  услугу "Бон Вояж". Допустим, вы  поедете в Грецию и купите местную сим-карту. Но как ваши абоненты узнают ваш новый номер? Да и многие ли будут звонить на греческий номер? Возможно, вы не хотите, чтобы вам звонили. Тогда это хороший способ спрятаться.

Я понимаю, что роуминг не дешев, но вполне реально найти доступные тарифы и звонить недорого. Повторюсь: связь в других странах на порядок дороже, чем у нас.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Алексей:

- Вы уже отключаете  "серые" телефоны, которые ввезены  без разрешения таможни?

- Технически мы готовы отключать  уже год или полтора. Но мы  не считаем возможным и правильным это делать до тех пор, пока не будет соответствующая норма в законе принята. Мы не имеем права принимать решения вместо суда в отношении того, насколько легален тот или иной аппарат.

Но не считаю, что нужно отключать телефоны, купленные не здесь. Я вот хожу c IPhone, я думаю, что огромное количество людей  тоже ходят с телефонами этой марки. Спросите, сертифицирован ли он? Где они приобретали эти аппараты, какое количество "серых" айфонов ввозится в Украину? Если сейчас все отключат, какой поднимется вой.

По собственной инициативе подобного рода вещи мы форсировать не будем. Если выйдет закон, естественно, будем его исполнять, техническую возможность мы имеем.

Андрей:

- Готова ли  МТС  к тому, что с декабря начнется миграция абонентов с сохранением номеров?

- Да, действительно, законодательно  принято, что с декабря это  должно работать. Я уверен, что  не начнется никакая массовая  миграция абонентов. Я говорю  на основании опыта стран, где  принимали подобные законы. Правда, в разных странах разные способы внедрения этой инициативы. К примеру, в большинстве стран, где использовалось эта процедура, она была платной. Кроме того, на переход отводилось определенное количество времени - до 10 дней. За этот период этому абоненту делали выгодное предложение по переводу на другой тариф, и он оставался в той же сети. В Украине же решили сделать это моментально.

Есть еще один момент. Если мы переводим абонента за час или даже за сутки, остается открытым финансовый вопрос. Если человек должен былденег компании, например, он был роуминге, а счета за роуминг приходят в срок до 45 дней. И как общаться с этим абонентом через 45 дней, если он наговорил на 10 тысяч гривен? Нет законодательной процедуры, как этот долг взимать.

Есть еще одна проблема. Ведь сейчас можно узнать абонента по коду. Если он перейдет на другого оператора, а звонящие ему будут думать, что звонят на МТС. Я думаю, что в первое время будут скандалы.

О ТАРИФАХ

Елена:

- Поднимутся ли тарифы  на мобильную связь в ближайшем  будущем?

- В МТС  такое не планируется. Мы ищем  способ за разумные деньги  давать лучшее качество. Есть  и второй момент - это объем пользования теми или иными услугами. Приведу пример. Вы живете в многоэтажном доме, и у вас централизовано вывозится мусор. Если все пользуются этой услугой, тогда это копейки. Если вдруг соседи уехали и остался ты один, то станет очень дорого.

У нас остались и старые технологии предоставления услуг, которые больше не в ходу, но люди ими продолжают пользоваться. И нам так или иначе приходится делить эту себестоимость на меньшее количество людей. Это причина, по которой мы всегда будем смотреть на экономическую целесообразность тех или иных тарифов.

Любой тариф - это компромисс между абонентом и оператором. Повысишь тарифы - люди уйдут от тебя. Я хочу вам сказать, что в этом смысле мы  демонстрируем самые лучшие результаты на рынке, потому что у нас самый низкий отток. Это характеристика того, насколько грамотно мы себя ведем с точки зрения ценовой политики.

Посмотрите, что произошло с тарифами за последние 5 лет, - они упали в 5 раз. А за восемь лет - в восемь раз. Мы и дальше говорим: "да, мы планируем и в дальнейшем их снижать, как мы это делали последовательно много раз".

Но нужно понимать, что какие-то услуги дорожают, какие-то дешевеют. Вводятся новые услуги, появляются новые тарифы, на которые можно перейти. Мой вам совет в этом смысле очень простой: следите за тарифами.

ЕСТЬ ВОПРОС

Ольга:

- В этом году ребенок идет  в школу в первый класс. Учителя  не советуют покупать мобильные  телефоны первоклассникам. А нам все же хочется поддерживать связь с сынишкой, пока он в школе. Посоветуйте, как быть.

- У меня  тоже два моих младших, они  близнецы, в этом  году идут  в школу. Проблема в том, что  учителя больше опасаются, что  телефон украдут или ребенок будет звонить на уроках. С другой стороны, если телефон рядом с ребенком, то вы всегда можете его найти, у нас даже тариф есть специальный, для школьников: "Супер МТС Команда 3D".

Поэтому с ребенком нужно договориться, что он будет ставить телефон на беззвучный режим, ну а вы не покупайте дорогие телефоны.