Загрузить еще

Олег Даль: бессребреник, не оставивший после себя наследства

Олег Даль: бессребреник, не оставивший после себя наследства

Сорванные мечты

Олег Даль родился 25 мая 1941 года в Москве. Его отец  был крупным железнодорожным инженером, мать - учительницей. У Олега была еще сестра Ираида. Детство маленького Олега прошло в пригороде Москвы в Люблине.  В своих мечтах он становился то летчиком, то моряком. Однако несчастный случай в школе во время игры в баскетбол – он сорвал себе сердце- перечеркнул все эти надежды.

Однако Даль не отчаялся. А просто изменил мечты. Он заинтересовался живописью, поэзией. И однажды решил стать актером.

По окончании школы  Даль решил поступать в Театральное училище имени Щепкина. Для того, чтобы не опозориться на экзамене – Олег довольно-таки сильно картавил – ему пришлось срочно заняться дикцией. Однако настырный Даль не отступал и справился со своим недостатком.  

Взорвавший зал

На экзамен Олег пришел с монологом  Ноздрева из "Мертвых душ" . Он сразил приемную комиссию уже на первом отрывке. Правда, не совсем так, как хотелось:  высокий и тощий Даль, с пафосом декларирующий Ноздрева, разорвал экзаменаторов, как это говорится, пополам.  Хохот в аудитории стоял такой, что к ее дверям сбежалось почти все училище.

Однако Олег не сдался. Решил идти до конца. Когда хохот улегся, он стал читать отрывок из "Мцыри". И тут экзаменаторы удивленно переглянулись: вместо мальчика, минуту назад вызывавшего дикий смех, перед ними вдруг вырос юноша с горящим взором и прекрасной речью.

В итоге Даля зачислили на первый курс училища, которым руководил Н. Анненков.

Первые творческие шаги

Первой ролью Олега был Алик Ркмер в фильме "Мой младший брат", вышедший на экран в  1962 году.  Первая проба Даля была успешной, и после выхода ленты в прокат на Олега обратили внимания сразу два известных режиссера: Сергей Бондарчук и Леонид Агранович.

Первый пригласил Даля попробовать себя в роли младшего Ростова в "Войну и мир" (Даль так и не прошел пробы), второй - главную роль в картине "Человек, который сомневается". Олег выбрал вторую ленту. И не прогадал.

В следующие годы Даля неодноразово приглашали сниматься в кино, театре.  Однако значительными работами их назвать трудно.  В театре положение Даля также не улучшалось: ролей становилось все меньше. И если раньше, по молодости, актер воспринимал это как должное, то затем его отношение к подобным вещам изменилось. Он стал "качать права", срывался. Именно в те годы он все чаще стал выпивать. Не ладилась и его семейная жизнь. Его брак с актрисой "Современника" Татьяной Лавровой, ставшей знаменитой благодаря роли Лели в фильме "Девять дней одного года" (1962), продлился недолго - всего полгода. Именно в этот период, в начале 1966 года, Олега нашел режиссер с "Ленфильма" Владимир Мотыль, который собирался снимать фильм "Женя, Женечка и "катюша".

Режиссер пригласил Даля сыграть главную роль в фильме.  Во время съемок актер не раз срывал график, устраивал скандали. Было также много противников того, чтобы роль играл именно Олег. Однако Мотыль настоял.

Когда картина попала на экран, ее прокатная судьба была печальной. Премьерный показ фильма в Доме кино был запрещен. 21 августа 1967 года премьера состоялась и вызвала бурю восторга у зрителей. Но чиновники приказали отпечатать минимальное количество копий фильма и пустить их малым экраном, в основном в провинции.

Судьба

В 1969м году в городе Нарве во время съемок фильма "Король Лир" Даль познакомился с  Елизаветой Эйхенбаум, внучкой известного филолога Бориса Эйхенбаума,  работавшей  в съемочной группе монтажером.

Как вспоминает Лиза, Олег ухаживал за ней все съемки. Затем пригласил в гости в Москву в "Современник".

"Я рискнула, поехала. С вокзала позвонила прямо в театр, попросила позвать Олега Даля. Услышав в трубке знакомый голос, представилась. "Какая Лиза?" - услышала в ответ. Я страшно обиделась. Так и уехала обратно в Ленинград, не посмотрев спектакль", - рассказывала Эйхенбаум.

Они встретились несколько месяцев спустя на "Ленфильме". И оказалось, что она оторвала Даля от репетиции.

Они встречались несколько месяцев и в мае 1970-о года Олег попросил руки Елизаветы.  Она согласилась, хотя знала о его любви выпивать. Потому что любила. И надеялась справиться с его слабостью. 

Однако не получилось: Олег пил все больше и больше.  Три года после свадьбы прошли словно в кошмарном сне. Пьяным Даль был агрессивен, груб и  иногда дрался. Он пил со случайными людьми у пивнушек, в скверах. Потом и вовсе стал все пропивать или просто раздавать.

"Олег был очень добрым человеком. Но из-за этой доброты нам с мамой, случалось, не на что было завтракать. В конце концов мы расстались. Как я думала, навсегда. Но вскоре раздался телефонный звонок: "Лизонька, я зашился. Все в порядке..." - "Эта тема не для розыгрыша", - ответила я и положила трубку. На следующий день Олег прикатил в Ленинград. Едва закрыв за собой дверь, показал наклейку из пластыря, под которой была зашита ампула. И следующие наши два года прошли под знаком безмятежного счастья и Олежкиной работы..."", - вспоминала Лиза. Это был 1973-й год.

Однако уже через три года он снова стал выпивать. Пропускать репетиции. И его уволили  из "Современника"...

Немало взлетов и падений еще пришлось пережить актеру, однако своего любимого дела он не бросил до конца жизни.

Уход

Олег Даль умер в 1981-м году.  1 марта он прилете в Киев на пробы в лирической комедии в Киев. А 3-го марта его нашли мертвым в номере гостиницы. По словам Леонида Маркова, снимавшегося в том же фильме, все выглядело следующим образом:  в тот день виделись с Олегом в гостинице и тот сказал фразу, на которую сначала никто не обратил внимания: "Пойду к себе умирать".

Актер поднялся к себе в номер, открыл бутылку водки и выпил ее. Учитывая, что он в очередной раз был "зашит" от пьянства, спиртное оказалось смертельным. 

Похороны актера состоялись через несколько дней в Москве, как он и предполагал, на Ваганьковском кладбище (его могила находится в одной ограде с балериной Садовской).