Загрузить еще

Сергей Хрущев: "В Беловежской Пуще Кравчук бы забрал Украину и без Крыма"

Сергей Хрущев:
Фото: Сергей Никитович Хрущев во время презентации трилогии книг об отце. Москва, апрель 2010-го. Фото: РИА «Новости».
"Полуостров - в подарок моей маме? Ну ерунда же!"
 
- Вы же знаете, как у нас говорят: Хрущев в 1954 году подарил Украине Крым, вот мы теперь и расхлебываем... Волюнтаризм, понимаете ли...
 
- Никита Сергеевич не дарил Украине Крым. Волюнтаризма там не было. В пятилетнем плане на 1950 - 1955 годы было предусмотрено строительство Каховской ГЭС на Украине. Предполагалось, что водохранилище будет заполнено к 1957 году. И в следующей пятилетке, в 1956 - 1960-м, запланировали сооружение Южно-украинского и Северо-крымского каналов. С первым вопросов не было - он должен был пройти по Украине. А часть второго канала относилась к Крыму, находилась под юрисдикцией России. Что могло вызвать бюрократические неувязки: его бы строили разные организации различного подчинения. Вот и появилась идея подчинить Крым Украине. Потому что передать большой кусок Украины РСФСР было невозможно. А в феврале 1954-го готовились отметить 300-летие воссоединения Украины с Россией. Ну и договорились: приурочить переподчинение Крыма к этому знаменательному событию.
 
- Но есть масса еще и других объяснений...
 
- Да я все это читал. Ну что там какой-то еврейский заем был, его надо было возвращать, и вот Крым отдали Украине. И что Никита Сергеевич передал полуостров в подарок моей маме. И что он там вот пытался задобрить украинскую бюрократию. Ну ерунда же! Что только не выдумывают! 
 
- А про Северо-крымский канал - это вам сам отец все рассказывал? 
 
- Да ничего Никита Сергеевич про передачу Крыма мне не рассказывал. И если взять известные теперь всем решения властных органов - РСФСР, Украинской ССР и СССР, - никому никакого дела до них не было. В то время это было рядовое событие, о котором никто никогда и не вспоминал. Ведь мы жили в одной стране, и границы внутри СССР были, можно сказать, условные... Ну вместо "город Ялта" стали писать "мiсто Ялта". И еще - название: Крим. А больше переподчинение Крыма ни на чем не сказывалось. Полуостров жил своей обычной жизнью. В 1957-м начали строить Северо-крымский канал. В 1963-м закончили.
Никита Хрущев перед отлетом в США со своими близкими. Слева от главы семьи его внучка Юлия, справа - внук Никита Аджубей. Рядом с ним супруга Никиты Сергеевича Нина Петровна. Во втором ряду (слева направо) Алексей Аджубей - зять Никиты Сергеевича и главный редактор газеты "Известия" (до этого - главный редактор "Комсомольской правды"), сын Хрущева Сергей с женой Галиной, дочери Юлия и Рада (жена Аджубея), внук Алексей Аджубей и дочь Елена. Москва, сентябрь 1959-го. Фото: EAST NEWS.
 
"Кравчук был бы рад получить Украину и без Крыма"
 
- Вы с такой легкостью обо всем об этом рассуждаете...
 
- На самом-то деле это решение - передать Крым Украи­не - принял не Хрущев, а Ельцин. Потому что…
 
- Что вы такое говорите?
 
- Да! Потому что, как рассказывал первый президент Украины Леонид Кравчук, когда в декабре 1991-го в Беловежской Пуще принимались решения о ликвидации СССР, Кравчук обратился к Ельцину: "А как с Крымом будем?" А Ельцин сказал Кравчуку, махнув рукой: "Ну и забирай!" Кравчук говорит: "Я сразу и забрал!" Он был бы очень рад получить Украину даже без Крыма. А тут такой подарок царский от Ельцина.
 
- Это вам сам Кравчук рассказывал?
 
- Нет, я с ним не разговаривал, я его интервью читал.
 
- А у нас только что вышло его новое интервью. Там другая версия...
 
- Может, Кравчук разные версии рассказывает. Но вопрос передачи Крыма в любом случае решал Ельцин. Он же мог сказать: "А, вы не отдаете нам Крым? Я тогда Беловежские соглашения не подпишу". Вы думаете, Кравчук сказал бы, что ему не нужна Украина без Крыма? Сом­неваюсь...
 
"Американцы обещали поддержку украинцам"
 
- А почему США так оскалились на Россию?
 
- Во-первых, после того как Горбачев в свое время заявил, что у нас превалируют мировые ценности и мы теперь часть западного мира... Чего, кстати, ни Америка, ни Запад не подтвердили. А потом и Ельцин стал держаться этой линии... Так вот, Вашингтон привык к тому, что от России следует постоянное "одобрямс". Сейчас ситуация изменилась. И это раздражает.
 
Во-вторых, у Америки есть всякие фантазии. Сейчас одна из них доминирует - что Путин старается восстановить Советский Союз, начать холодную войну и так далее. И всякие истории, связанные с Южной Осетией, с созданием Таможенного союза, с принятием Крыма в состав России, - это, на взгляд Вашингтона, элементы такого вот заговора со стороны России. Для них возвращение сверхдержавы - это возвращение к старому, к противостоянию двух стран, чему, на взгляд американцев, надо всеми силами препятствовать.
 
...Была революция. А в революцию всегда окраины, особенно слабые, начинают отделяться. Помните, после 1917-го Украина объявила о независимости? Была Украинская Республика. И здесь Крым воспользовался тем же самым, проголосовал за выход из состава Украины и присоединение к России.
 
Все это возмутило американцев. Вроде они обещали украинцам: мы вас будем поддерживать... А у Обамы, как у всякого слабого руководителя, есть привычка ставить условия, ультиматумы. Вот он сразу твердо пообещал: мы вас накажем.
 
- Как вам, кстати, санкции?
 
- Глупость абсолютная! Потому что ни один уважающий себя руководитель государства на такие, я извиняюсь, детсадовские методы воспитания не реагирует.
 
✱ ✱ ✱
 
- Вы говорите прямо как Никита Сергеевич Хрущев! 
 
- А я же Сергей Никитович Хрущев. Никита Сергеевич был великим руководителем великого государства, которое после этого, я извиняюсь, прос...ли.
 
- Он сейчас, может, даже и башмаком бы, как когда-то в ООН, по трибуне постучал.
 
- Он не снимал башмак и не стучал по трибуне. Это еще одна легенда, которую американцы выдумали. 
 
КСТАТИ
 
И все-таки Никита Сергеевич ботинком в ООН стучал! 
 
"Случай с ботинком" во время заседания 15-й Генассамблеи ООН 12 октября 1960-го все же имел место быть. Вот как рассказывал об этом спустя год с трибуны XXII съезда КПСС главный редактор "Известий" и зять Хрущева Алексей Аджубей: "Может, это и шокировало дипломатических дам западного мира, но просто здорово было, когда товарищ Хрущев однажды во время одной из провокационных речей, которую произносил западный дипломат, снял ботинок и начал стучать им по столу. Всем сразу стало ясно - мы решительно против, мы не хотим слушать такие речи! Причем Никита Сергеевич ботинок положил таким образом (впереди нашей делегации сидела делегация фашистской Испании), что носок ботинка упирался в шею франкистского министра иностранных дел..."