Загрузить еще

"Первым над рейхсканцелярией взвилось знамя одесского полка"

Фото: Разрушенное здание рейхсканцелярии. Май 1945 года. Фото: Gettyimages
69 лет назад закончилась война. Но до сих пор идут споры, кто же первым установил Красное знамя над имперской канцелярией (это произошло на следующий день после того, как рядом над куполом Рейхстага водрузили флаг Егоров и Кантария). Одессит Яков Савченко знает, как все было. 
 
СЕМЬ НАГРАД ЗА ГОД 
 
Мундир ветерана весь в орденах и медалях. На фронте воевать ему довелось чуть больше года, но за это время он заслужил семь наград. 
 
Яков вырос в детдоме. Попал туда в 7 лет - после того, как не поладил с мачехой и сбежал из дому. Там ему и дали фамилию Савченко - как и другим пацанам, с которыми Яша беспризорничал. В детдоме у подростка проявились музыкальные способности. Он даже собирался поступать в Киевский институт культуры, однако началась война. Прибавил себе годок, чтобы его взяли в истребительский батальон. Участвовал в обороне Одессы. Воевал в партизанском отряде. А когда советские войска освободили Одессу, записался в 248-ю Краснознаменную стрелковую дивизию Николая Галая, водрузившего Знамя Победы над Одесским оперным театром. 
 
- Для меня это был самый волнительный момент, - вспоминает Яков Савченко. - Такого ликования людей я больше никогда не видел. Одесситы выносили угощения, накрывали столы для освободителей. 
 
Потом Яков попал в разведгруппу дивизии, с которой дошел до Берлина. 2 мая 1945 года ему исполнилось 20 лет. Именно на этот день был назначен штурм рейхсканцелярии, где находился бункер Гитлера. В атаку должны были пойти 248-я и 301-я стрелковые дивизии. Рейхсканцелярия представляла собой цитадель - целый комплекс зданий с полкилометра в длину. 
 
- Водрузить тут флаг стремился каждый боец. И я в том числе, - говорит Яков Андреевич. - Гитлер отнял у меня друзей, близких, украл время, за которое я, возможно, стал бы артистом. Поэтому еще одной мечтой было найти его в логове, схватить за глотку. 
 
Яков Савченко (третий справа в верхнем ряду) с разведчиками-однополчанами. Фото: Личный архив
 
ПОЛОТНИЩЕ СООРУДИЛИ ИЗ КРАСНОЙ СКАТЕРТИ
 
Вот же везение! Именно группе разведки, где служил Яков Савченко, дали задание установить знамя полка. Полотнище изготовили сами из какой-то красной скатерти и написали на ней: "248-я Одесская стрелковая дивизия, 902-й полк". Закрепили на древке бывшего немецкого флага. 
 
Перед штурмом ночью провели артобстрел. Немцы разбежались. 
 
- По сути, штурма, как его описывают в мемуарах, не было, - продолжает ветеран. - Но с нами провели политбеседу, где запретили говорить, как все происходило. Нам озвучили официальную версию, которая и вошла в историю. Но правда была другой. 
 
После короткого боя разведчики прорвались в рейхсканцелярию. Командир остался внизу, а Савченко и еще трое солдат поднялись на верхний этаж, вышли на балкон. Было темно. Дул сильный ветер. Ноги вязли в крошке камней.  
 
- Я влез на плечи к товарищам и вставил флаг в трещину в стене фронтона, - старается не пропустить ни одну подробность пожилой ветеран. - Но порыв ветра выдернул его и бросил на балкон. Потом я обложил шток камнями. Мне помогал однополчанин Иван, который тоже взобрался на фронтон. С высоты здания мы видели какие-то машины, людей нигде не было. И кроме нашего, больше красных знамен мы не заметили. 
 
После бойцы решили найти бункер, где мог прятаться Гитлер. Здание было огромное, куда идти - не знали. Спускаясь по лестнице, солдаты попали под обстрел. Савченко ранило, и он потерял сознание. 
 
В Одессе Якова Андреевича хорошо знают и любят. Он здесь - человек-легенда. Фото: Личный архив
 
ИНСЦЕНИРОВКА ПОЛИТОТДЕЛА
 
- Помню, потом ко мне в госпиталь в Берлине приходил корреспондент, - рассказывает фронтовик. - Все выспрашивал, как мы знамя устанавливали. Но статья так и не вышла. Потом снова были беседы с командиром, где нам объяснили политику партии. После того как мы установили наше полковое знамя и выгнали из здания фашистов, политотдел инсценировал "официальное" водружение красного флага.
 
Вот как описывает этот факт Владимир Успенский в книге "Тайный советник вождя": "К 13 часам, когда бой в надземном здании рейхсканцелярии закончился, на объекте появилась группа политработников 9-го стрелкового корпуса. В обстановке, приближенной к героической, единственная в группе женщина бережно несла доверенное ей полотнище, скрывая его под кожаной курткой на груди". Эта женщина - инструктор политотдела майор Анна Никулина, помогали ей двое бойцов. Знамя было прикручено куском телеграфного провода к штырю. 
 
То, что сделали одесские разведчики, постарались забыть. Только в книге Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Ленева "Конец фашистского логова" цензоры оставили фразу: "Еще одно знамя взвилось над рейхсканцелярией".
 
- А первое ведь было наше полковое! - со слезами на глазах говорит Яков Савченко.
 
СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ - В ДОБРОТЕ
 
Самый торжественный день падения Третьего рейха для одессита закончился драматически. В свой 20-летний юбилей он был тяжело ранен, и после ему ампутировали ногу. Уже 70 лет Савченко ходит на костылях. Только благодаря железной силе воли и трудолюбию ему удалось превозмочь все послевоенные невзгоды. Окончил университет, стал кандидатом исторических наук, доцентом. Яков Савченко - ветеран миротворческого движения Одессы, почетный член президиума Областного совета мира, почетный гражданин  Вапнярки, кавалер семи боевых орденов, двух "Отечественной войны" и трех - "Красной звезды".
 
Якова Андреевича в Одессе хорошо знают и любят. Это человек-легенда. Где бы он ни работал, везде оказывал помощь детям фронтовиков, сиротам, таким, как он, выросшим без родительской опеки.
 
- Главное в жизни - доброта, - говорит Яков Андреевич. - Я всегда помогал и буду помогать всем, кто в этом нуждается. И это, поверьте, возвращается сторицей.