22 ноября
Загрузить еще

"Я помогаю другим ради своего Романа. Мне так легче"

Фото: Анна и Роман Кратко были женаты четыре года и мечтали о детях. Фото: Соцсети

О смерти мужа, 24-летнего Романа, Анна узнала не сразу. Только на седьмые сутки. А потом ей пришлось пройти все круги ада, чтобы доставить его тело домой и похоронить по-человечески.

Тот день, 11 июля, Анна теперь называет "черной пятницей". Ведь именно тогда пропал ее Роман, который воевал под Зеленопольем.  

Семь суток в неведении

Роман и Анна Кратко поженились четыре года назад. Жили во Львове, работали (он реставратор, она журналист), сделали в квартире ремонт и мечтали о ребенке. Но события в стране внесли свои коррективы в их планы - Роману пришла повестка в армию. "Косить" не стал - надо, значит надо.

- Его забрали 24 мая, - рассказывает Анна. - Сначала на Яворивский полигон, якобы на учения, а потом - в Солнцево, в Донбасс. Дальше - было Зеленополье. Мы созванивались, я еще обрадовалась, ведь как только их вывели из Солнцево, этот населенный пункт обстреляли. Но оказывается, все только начиналось…

11 июля бригаду, в которой служил Роман Кратко, под Зеленопольем обстреляли.  Анна получила sms от сослуживца мужа. В сообщении было сказано: "Роман не успел запрыгнуть в окоп, ранен в ногу, не переживай. Его забрал медицинский вертолет. Ранение не серьезное".

Анна начала обрывать все телефоны, чтобы узнать о муже хоть что-то. Обзванивала все больницы в больших городах по несколько раз в сутки, звонила в Яворивскую воинскую часть, где ей сообщили, что Кратко Роман числится в списках раненых, но о его месте нахождения ничего неизвестно. Подключила к поискам родственников и знакомых. И только на шестые сутки Анна узнала, что в Днепропетровском морге  есть еще 11 неопознанных погибших солдат, трое из которых были ранены в ногу. Одним из них оказался ее Роман.

- У него было ранение ноги ниже колена,  - говорит Анна. - А в медицинском заключении четко написано, что умер он от острой кровопотери! И это при ранении ноги! Да каждый школьник знает, как перевязать конечность жгутом, чтобы остановить кровь! Почему этого никто не сделал? Ведь тогда бы Рома в худшем случае остался без ноги, но живой! - недоумевала убитая горем вдова.

Слезами горю не поможешь

Роман умер в  медицинском вертолете, даже не долетев до больницы. Похоронили его только на девятый день после смерти. А когда жена приехала в Яворив оформлять документы, оказалось, что Кратко до сих пор числится в списке раненых.

Но женщина на этом не остановилась. Говорит, что будет обращаться  в суд, ведь виновные должны быть наказаны. И не только виновные в смерти мужа, но и в том, что ей так долго ничего о нем не сообщали.

Теперь Анна помогает таким же несчастным женщинам, как и она, искать пропавших отцов, мужей, сыновей. За неполных два месяца с ее помощью нашли 16 военных. К сожалению, все они погибли.  

- Слезами горю не поможешь, - говорит женщина. - А жить в неведении - это ужасно. 

Она объединила вокруг себя таких же, как сама. Вместе с единомышленниками, волонтерами Анна создает группы в соцсетях, ее номер телефона передают из рук в руки, к ней обращаются те, кто уже потерял всякую надежду. Анна помогает им оформлять документы, присылает образцы заявлений, советует, куда лучше обращаться. Во многом ей помогает отец - тоже военный. У него есть связи, а без знакомств в этом деле никак, признает женщина.

- Легче помогать тем, кто со Львовщины, но обращаются люди и с других областей, - рассказывает женщина. - А некоторых матерей даже приходится уговаривать, чтобы не прекращали поиски сыновей. Мы вот недавно нашли тело Владимира Вербицкого, который тоже погиб под Зеленопольем 11 июля, как и мой муж…  Знаете, я никого не боюсь, мне уже некого бояться. И все делаю ради своего любимого Романа. Мне так легче.