22 ноября
Загрузить еще

Как определить, что ребенок гиперактивный

Как определить, что ребенок гиперактивный
Фото: Фото: islamdag.ru

Проблеме детей, которым сложно сосредоточиться, довести дело до конца или хотя бы усидеть на месте подольше посвящен семинар Минобразования. Ведь гиперактивность – не особенность характера, а проблема, признанная психическим отклонением. Сейчас каждый третий ребенок страдает расстройством данного спектра, и таких малышей с каждым годом все больше.

Раннее развитие не всегда радует

Родителям все тяжелее справляться. Еще больше проблем у педагогов, которым 30 лет назад предстояло столкнуться с одним подобным ребенком на 2-3 класса, а сейчас – треть учеников требует повышенного внимания. Причинами гиперактивности считается поражения головного мозга. В некоторых случаях невозможно обойтись без лекарств. Это не значит, конечно, что дети чем-то хуже остальных или не способны к обуению. Но для них необходим совсем другой подход: окриков или даже ласковых упрашиваний недостаточно. 

По словам нейропсихолога Елены Яковенко, признаки гиперактивности вначале… радуют родителей, ведь им свойственно раннее развитие,  такие малыши рано начинают держать голову, двигаться, ходить. Но затем начинаются проблемы… Нередко родители и учителя безуспешно пытаются их "перевоспитать". А среди тех, кого приводят с требованием "подлечить", встречаются обычные активные, жизнерадостные дети. Так как же отличить гиперактивность?

"Шустрик" – еще не проблема 

Ваш ребенок (которому меньше 10 лет) без конца болтает, задает тысячу вопросов, любит подвижные игры, обожает лазить, не может долго сидеть неподвижно, его энергия бьет через край? Не может стоять рядом с вами в очереди: то прыгает на одной ножке, то знакомиться с чужими детьми. За день набегается так, что сам жалуется на усталость, а затем идет в кровать и спит без задних ног. Только в гостях или встречаясь с новыми людьми затихает и ведет себя осторожно, а в привычной обстановке носится, как заведенный. У него немного любимых "тихих" забав – "лего", несколько компьютерных игр, рисование, в остальном – лазанье и прыганье. Не спешите с выводами: у вас обычный шустрик, просто более подвижный, чем сверстники. 

Отличить гиперактивность сможет лишь специалист. Иногда похоже ведет себя ребенок, у которого нервный срыв. Причем стрессом может стать не только явный негатив (развод, смерть члена семьи), но и, казалось бы, нейтральное событие – рождение нового ребенка, переезд. Может внезапно стать егозой и ребенок, которого долго держали "в ежовых рукавицах". Например, один  первоклассник, на которого жаловались все учителя, до школы жил с бабушкой, запрещавшей шуметь, бегать и играть со сверстниками. На свободе, в классе мальчик наконец "выпустил пар".

Иначе ведет себя гиперактивный ребенок. Он подвижный и шумный всегда, в любых условиях. Не может остановиться, даже если устал и выбивается из сил, вместо этого плачет и громко капризничает. Задавая вопросы, не выслушивает ответы на них, говорит быстро и не очень разборчиво, даже новые и интересные игры, требующие усидчивости, занимают его лишь на несколько минут. Ребенок вроде бы стремится заниматься всем сразу: хватает книжку и тут же бросает ее, достает игрушку и, забросив ее, хватает что-то другое. Часто не реагирует на обращение, окрики, будто не слышит взрослого, не вслушивается в речь, быстро отворачивается. Когда сам говорит, начинает подпрыгивать, активно жестикулировать. Обычно бывают и проблемы со здоровьем: плохой сон, частые и, вроде бы, беспричинные кишечные расстройства и рвоты (они случаются на нервной почве), головные боли.

"Держите меня в руках!"

Любой внешний раздражитель (новый предмет, человек, шум итд) "заводят" ребенка. Если таких стимулов много, перевозбуждается и быстро устает, но не может остановиться, отдохнуть. Появляется двигательная расторможенность. Ребенок сам не знает, чем хочет заняться, и кто бы его остановил. Его можно сравнить с водителем машины со сломанными тормозами. Бывает, такой малыш, на глазах взрослых залезая на подоконник или выбегая из квартиры, сам кричит, что этого делать нельзя. Внешне это напоминает послушание, но ребенок не делает "назло", он рад, чтобы его спокойно остановили. Такому непоседе важно ощущать себя в безопасности, поэтому важен физический контакт. Поэтому поверьте, что гиперактивный ребенок не может держать себя в руках и держите его в руках в прямом смысле слова: важно вовремя удержать его, обнять, прижать к себе, но делать это спокойно. 

Понятно, что состояние такого мальчика или девочки зависит от того, много ли "внешних раздражителей". Часто в благополучной семье такой малыш ведет себя без особых странностей, но стоит ему пойти в первый класс – как кто-то подменил. "На него плохо влияют", - беспокоятся мамы и папы. На самом деле, школа, где немало новых впечатлений, множество детей, громкие звонки, непривычные требования – огромная нагрузка. Если обычный ребенок может разговаривать с соседом по парте или бегать на переменках, то гиперактивный вполне способен ходить по классу во время урока, перебивать монолог учителя. Чтобы ребенка не записали в разряд хулиганов или неудачников, необходимо вовремя обратиться к специалистам. 

Спокойствие, только спокойствие…

Гиперактивность -  небольшое отклонение от нормы, но если его не исправить, став подростком, ребенок столкнется с массой трудностей, ему будет сложно адаптироваться в жизни. У половины взрослых, страдавших гиперактивностью и не получивших помощи, остаются отклонения в поведении, "странности". Среди них – многим знакомый типаж "компанейских весельчаков", снимающих перегрузку спиртным, не способных поддерживать отношения с друзьями и противоположным полом. Оптимальный возраст, в котором можно сгладить проявления гиперактивности – 7- 10 лет.

Чем могут помочь родители? Спокойная обстановка, соблюдение распорядка дня, больше физической активности и прогулок на свежем воздухе. Стоит уменьшить количество возбуждающих факторов: не переутомлять впечатлениями, свести к минимуму просмотр телевизора, не водить туда, где много людей (массовые праздники, походы в супермаркеты, игры в шумных детских центрах – не лучший вариант). Важно не критиковать, не сравнивать с другими детьми, а поощрять концентрацию внимания, любое самостоятельно завершенное дело. Вначале мамам и папам придется помогать организовывать деятельность ребенка, но важно при этом не выполнять работу за него и не "давить". 

Новости по теме: Дети