22 ноября
Загрузить еще

Первая жена Евгения Патона был старше его на 18 лет

Первая жена Евгения Патона был старше его на 18 лет
Фото: Евгений Патон. Фото: архив Укринформ.

С именем Евгения Оскаровича связано становление и развитие украинской школы мостостроения. Обладая блестящим инженерным талантом и феноменальным трудолюбием, он посвятил свою жизнь строительству мостов. Кроме того, Патон много лет возглавлял созданный им Институт электросваривания, сделал серьезный вклад в развитие многих отраслей украинской промышленности.

 Потомок дипломата

Родился Евгений Патон в 1870 году в Ницце (Франция) в семье русского консула. Мама будущего профессора - Екатерина Дмитриевна, урожденная Шишкова, полностью посвятила себя детям.  Которых, кстати, было семеро: пять сыновей и две дочери.

Отец Евгения был суровым человеком, воспитывавший детей в строгой дисциплине.  Больше всего ему претила лень. Как вспоминал позже Евгений Оскарович, девочкам еще давались поблажки, но с мальчиков спрашивалось по всей строгости.

Дома вся семья разговаривала на русском. При этом отец настоял, чтобы все дети, кроме родного языка, изучили еще французский, английский и немецкий.  

Учился Евгений сначала в гимназии в Штутгарте, затем  на инженерном отделении Дрезденского политехнического института, известного своей мостостроительной научной школой.

- Меня привлекают не сами по себе точные науки, а возможность их практического применения. Абстрактные числа и формулы - не для меня. Другое дело - увидеть, как эти формулы и ряды цифр воплощаются в строительных конструкциях, - рассказывал позже Евгений Оскарович в одном из своих интервью.

Находясь на последнем курсе института, Патон уже начал преподавать. По окончании учебы он сразу получил приглашение работать и в вузе, и на крупнейшем машиностроительном заводе.

Марка, посвященная Евгению Оскаровичу. Фото:Википедия 

Однако Евгений хотел работать на родине, для чего необходимо было получить "свой" диплом. В июле 1895 г. он поступил на пятый курс Петербургского института путей сообщения. На протяжении учебного года он сдал 12 экзаменов по предметам, которыми различались программы двух институтов, и за 4 месяца успел подготовить дополнительно 5 курсовых проектов. По окончанию года Патон блестяще защитил дипломный проект по новой на то время методике расчета ферм на подвижные нагрузки с помощью линий влияния.

Имея два диплома, Патон взялся проектировать мосты и металлические перекрытия в техническом отделе службы путей Николаевской (позже — Петербургско-Московской) железной дороги, сочетая работу с преподавательской деятельностью.

Киев

В 1904 году 34-летний Патон переезжает из Москвы в Киев и становится деканом инженерного факультета и заведующим кафедрой мостов созданного Киевского политехнического института (КПИ), куда его пригласил профессор Зворыкин.

В следующие годы Евгений Оскарович выполнил целый ряд проектов по созданию мостов и стал крупнейшим специалистом в этой области. Параллельно он  и 40 лет посвящает педагогической деятельности. 

Среди проектов Патона - мост в Тбилиси, известный в Киеве пешеходный мост через Петровскую аллею ("мостик влюбленных") и многие другие.

Памятник Патону в Киеве.Фото:Википедия 

Личная жизнь

По данным некоторых исследователей, Евгений Патон был женат дважды. Так, сообщается, что во время службы в армии он тайно венчался в городе Нежине (Черниговская область) на 41-летней вдовой офицера Евгенией Киселевской. Патону тогда было 23 года.

О том, что сблизило пару, и какова была их семейная жизнь, данных нет. Однако известно, что расстались они накануне Первой мировой войны, когда Патону исполнилось 43 года.  После развода он подал в отставку, уехал в Крым, а затем - в Ниццу.

В Киеве Патон встретил выпускницу Фундуклеевского училища Наталью Будде. Ей тогда было едва за тридцать. Вскоре поженились и прожили вместе 37 счастливых лет.  В 1917 году у них родился сын Владимир, а на следующий год - Борис, который сейчас является президентом Национальной академии наук Украины.

Умер Евгений Оскарович Патон в 1953 году. Похоронили его на Байковом кладбище.

Наталья Будде и Евгений Патон. Фото: соцсети. 

Мост Патона

 В 1928 году Патон познакомился с электрической дуговой сваркой.  Уже через 6 лет, в  1934 году, он создал Институт электросварки АН УССР, в основу работы которого был положен принцип сочетания научно-исследовательских и инженерно-прикладных задач. Евгений Оскарович впервые в мире разработал комплексную программу развития сварочного производства.   В 1939-1940 годах в его институте было завершено создание высокопроизводительной дуговой автоматической сварки под флюсом, и 20 декабря 1940 года было принято правительственное постановление о внедрении новой технологии на 20 заводах.

Известный киевский мост Патона. Фото:Википедия 

В это время рассматривался проект нового моста через Днепр в Киеве. Евгений Оскарович предложил доработать проект и при изготовлении металлоконструкций применить разработанное в ИЭС автоматическое сваривание под флюсом. Предложение было принято, и киевский Наводницкий мост должен был стать первым в мире мостом, в котором сварка швов выполнялась бы автоматами. В 1941 году были произведены первые элементы прогонных сооружений, но война оборвала эту работу. Патон вернулся к ней только в 1946 г. Работы по сооружению пятипрогонного цельносваренного автодорожного моста через пролив реки Неман были завершены лишь в ноябре 1953 года. До его открытия Патон не дожил три месяца. А мост успешно работает по сей день.

Евгений Патон за работой. Фото: www.biograph-soldat.ru

 

Новости по теме: День в истории История