Дизель-поезд Брест - Заболотье с центрального ж/д вокзала уходит в половине седьмого утра. В составе шесть вагонов, все - битком набиты.
- В первом вагоне уже стоят, лезь во второй, на таможню ближе будет! - наставляет одна женщина другую, когда состав притормаживает у перрона. Сажусь на второй остановке поезда, на станции Брест-Полесский, - и сидячих мест уже нет.
"Там все в два раза дешевле!"
Пассажиры стараются втиснуться в первый или последний вагон неспроста. В украинском Заболотье они как раз останавливаются напротив будок, в которых проходят паспортный контроль.
- Ой, что было в прошлую субботу… Такая давка! Люди не влезли в последний поезд из Заболотья, который в полчетвертого идет, представляете? Остались с ночевкой! Возвращались утренним поездом. Четыреста человек остались! Так что сегодня надо быстренько бежать, чтобы успеть уехать первым поездом, - стращает меня женщина лет 60-ти.
|
Заболотье - село в украинском приграничье, но брестчане давно его воспринимают как большой и дешевый рынок в 2,5 часа езды от Бреста.
- Там все в два раза дешевле! Ровно в два раза! Правда, недавно было еще лучше: доллар меняли по 36 гривен, - уверяют умудренные опытом тетушки с клетчатыми сумками на колесиках.
Прикидываю, что в шести вагонах едет больше тысячи человек. И это во вторник!
- По будням всегда так много людей? - не скрываю удивления я.
- Во вторник там работает большой рынок, приезжают торгаши из Луцка, Хмельницкого, - объясняют мне пассажиры.
- А что вы хотите! Людей на предприятиях за свой счет в отпуск выгнали, а еще много на неполной рабочей неделе - вот и ездят, что делать… И пенсионеров много едет. А что: 17 тысяч (белорусских рублей. - Прим. ред.) за билет отдашь, а полмиллиона сэкономить можешь! - вступают в разговор другие попутчики.
На станции Хотислав в поезд заходят белорусские пограничники. Те, кто ехал стоя, высаживаются и проходят оформление в здании. Всех, кому повезло сесть на конечной, проверят прямо в поезде.
- Первый раз едете? Что, ощущений захотелось? - с иронией интересуется прапорщик, сканируя паспорт парня лет 25-ти.
- Ну да, разнообразие в жизни какое-то, весело же, - шутит в ответ молодой человек.
|
"Пропускайте нас, мы вам деньги привезли!"
Подняться рано утром и простоять 2,5 часа в поезде - это ерунда в сравнении с тем, что ждет приверженцев украинского шопинга по приезде в Заболотье.
Шипение открывающихся дверей дизель-поезда - как выстрел стартового пистолета: народ стремглав несется к зеленым пограничным будкам слева и справа на перроне. Я замешкалась, не сразу сообразив, что происходит, и оказалась в самом хвосте. Меня ловко обошли сухощавые бабушки, грузные тетушки и мужчины с огромными сумками.
- Пропускайте нас, мы вам деньги привезли! - самые активные пытаются поторопить украинских стражей границы.
С момента прибытия поезда прошел час, но у обоих зданий все еще толпятся люди. Начинается легкая паника - в 10 утра прибывает еще один поезд из Бреста. Сзади начинают напирать, в спину больно упираются чьи-то локти.
- Девушка, ну вот что вы пхаетесь? - слышатся разборки.
- Слабохарактерные сюда не ездят! Не нравится - дома сидите!
- Что отсюда выгодно везти? - стараюсь разрядить обстановку.
- Да что угодно - одежду, мелочевку разную. Я, может, вырезку себе возьму...
- Разве можно через границу везти мясо?
В ответ женщина внимательно осматривает меня с ног до головы.
- Нет, вам нельзя везти мясо, - категорично заявляет тетенька.
- Почему именно мне? Вы на меня так странно посмотрели…
- Ну куда ж тебе! - раздосадованно восклицает женщина, указывая на мои ноги, плотно обтянутые джинсами. - Надо чтобы штаны были широкие! Могла бы вот так вот обвязать (показывает на своей голени) скотчем или пакетом обмотать - и провезла бы!
|
Везут одежду, продукты и обои
Спустя час и сорок минут получаю в паспорт оранжевый штампик и отправляюсь исследовать рынок. С обменом денег проблем нет, на каждом шагу стоят валютчики:
- Миллион - за 1300, сто баксов - за 2300!
- Я даю за сто тысяч белорусских 150 гривен, за доллар - 24 гривны.
В Беларуси таких рынков, наверное, уже и нет. Товар лежит среди размытой дороги на коробках или на клеенке, развешан в полосатых палатках или подается прямо из фургона машины. Мясо и сало продаются с прилавков вдоль пыльной дороги - и его активно покупают.
- Как у нас с гривной начались непонятки, так белорусы и ломанулись. Каждый день ездят. То и хай ездят - нам же лучше! Я в субботу наторговал на 8 тысяч гривен. Некоторые тут рассказывают, аж на 23 тысячи, но я в это не верю, - приоткрывает коммерческую тайну продавец всякой мелочевки вроде носков и колготок.
К 11.30 народ начинает выстраиваться на перроне, чтобы успеть на обратный поезд в час дня.
- Я вам так скажу: выгоднее ездить в обычный день, тогда все на пару гривен дешевле, - с видом эксперта говорит пожилая женщина в розовом пальто, которая становится рядом со мной в очереди на погранконтроль.
Обсуждение покупок продолжается всю обратную дорогу до Бреста.
- Я очень довольна, хорошо съездила. Себе легинсы купила, сапожки на весну, куртку… - перечисляет девушка по телефону.
- О, хоть кто-то доволен. Это был последний раз, как я сюда ездила, - вполголоса говорит женщина лет 50, что сидит напротив меня. - Наверное, я чего-то не понимаю. Сейчас в гипермаркетах постоянные акции и скидки, сэкономить можно и у нас. Все за вещами сюда едут, но я не знаю, как по мне - они очень плохого качества. То, что получше, оно и здесь дорого стоит. Единственное, что я купила, - это цветы на кладбище. Вот они действительно в два раза дешевле. Букетик за 50 тысяч на наши деньги, а у нас маленький и некрасивый стоит 100 - 120 тысяч - это же грабительство. Больше никогда сюда не поеду.