24 ноября
Загрузить еще

Испытано на себе: Как нас обманывают турагентства

Испытано на себе: Как нас обманывают турагентства
Фото: Офис, где корреспондент "КП" в Украине" покупал путевку, "временно не работает". Фото Оскар Янсонс.

Отдых в Турции обещался быть прекрасным. Отправляясь в один из столичных офисов "Горячих туров", я уже грезил, как нежусь на берегу Эгейского моря или брожу среди руин храма Артемиды, который, как мне обещали, расположен неподалеку. Однако все эти мечты потерпели крах, когда в офисе фирмы я встретил разгневанных клиентов, которые купили туры, но так и не улетели на отдых.

Кто виноват?

Обычно путешественникам за пару дней до вылета выдают документы, нужные при перелете и на отдыхе. Но в конце июня с этим затягивали, тур­агенты просили подождать день-другой, ссылаясь на некий сбой в системе. Эту же басню слышал и я, но верил в лучшее, однако, приехав в офис "Горячих туров", настроение мое окончательно испортилось. Фирму штурмовали разгневанные туристы, оставшиеся без путевок, сновали охранники и почему-то два бойца "Правого сектора" (их позвал один из тех, кто не вылетел). Все ждали приезда милиции. 

Сотрудники агентства тем временем оправдывались. Они, мол, работают с центральным офисом по франчайзингу. То есть заключают договор с клиентом, берут за свою работу 10% от стоимости тура и переводят деньги в центральный офис. А тот уже перечисляет средства туроператору, в моем случае - Tez tour. Последний проплачивает гостиницу и перелет. 

- В центральный офис деньги мы перечислили, - показывает мне соответствующие документы турагент Оксана. - Но каким-то чудом в Tez tour они не попали. А без них нет ни перелета, ни гостиницы.

- Всех агентов собрали в центральном офисе, - рассказывает Оксана. - Сказали, что денег нет, и на днях компания объявит себя банкротом. Мы написали заявления в прокуратуру, с указанием номера счетов, на которые мы перечислили деньги. 

"Комсомолка" дважды звонила в центральный офис сети агентств "Горячие туры" и пыталась добиться вразумительного ответа, что у них происходит и куда пропали деньги. Сотрудники увиливали от прямого ответа и бросали трубку.

- Да, сложилась такая ситуация, что у нас возникли финансовые трудности. Однако особой критичности нет. Те, кто купил путевки, но не улетел, сегодня-завтра получат свои деньги обратно. Проблема решится в ближайшее время - это перспектива не на год. Пока клиентов, попавших в такую неприятную ситуацию, единицы. Они связываются с нами, дозваниваясь по номеру телефона центрального офиса.

Однако в милиции считают иначе. В Голосеевском рай­управлении "КП" в Украине" сообщили, что по заявлению пострадавших уже открыто уголовное производство - по статье "Мошенничество". 

"Заплатили 120 тысяч за путевку на четверых"

Сколько может быть пострадавших, если подтвердится, что деньги туристов исчезли? Сотни? Тысячи? Всего по Киеву десятки офисов агентств "Горячие туры". Только по одному из них, как я услышал, испарившаяся сумма составляет почти миллион гривен. Путевки ведь не из дешевых - только я "влетел" на 11 350 гривен. Из этой суммы мне точно обещают вернуть 10%. Это те деньги, которые офис взял себе как комиссионные. Но многие киевляне потеряли куда больше моего.

- Мы долго выбирали тур - я четыре года не был в отпуске, - рассказывает клиент компании Павел. - Выбрали тур на двоих за 64 тысячи. И вот те на… 

У нашего журналиста на руках справка о покупке путевки и выписка о заявлении в милицию. Фото Оскар Янсонс.

- У нас сумма на четверых - 120 тысяч гривен. Называется, отдохнули с детьми, - возмущается другая клиентка. - А мне теперь предлагают отдать 10% от суммы? На что мне хватит? На три дня в Одессе?

Когда в офис приехали милиция и УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями), все пострадавшие написали заявление. Написал и я, хотя мой вылет должен был состояться через пару дней. 

Теперь время вышло - я никуда не улетел, а тур­агентство продолжает кормить обещаниями о том, что все это временные финансовые трудности. Предложили прийти и написать заявление на имя директора о возврате мне денег. Не знаю, вернут ли? Об испорченном настроении и провалившемся отпуске я уже и не заикаюсь. 

Фото Оскар Янсонс. 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

"Шансов забрать деньги мало"

Похожая история была в январе с туристическим обанкротившимся оператором News travel. Юрист, который ведет дела нескольких пострадавших, советует готовиться к затяжным судебным заседаниям. 

- В такую ситуацию попали и вы, и турагенты, - говорит адвокат Дмитрий Матвийчук из адвокатского бюро "Матвийчук & партнеры". - Я бы вам посоветовал идти на компромисс с тур­агентами и вместе пробовать вернуть свои средства и наказать виновных. Нужно быть готовым к долгому судебному процессу, который может затянуться на годы. 

ЕСТЬ ВОПРОСЫ

Что делать, если обанкротился туроператор?

Кроме банкротства турфирм, бывают еще и банкротства туроператоров. Одно из последних в Украине произошло зимой, когда крупный туроператор News Travel не смог выполнить свои обязательства. Тогда за рубежом было около 3,5 тысячи украинских туристов, которые доверили судьбу этой компании.

Всех их вернули на родину, хотя некоторым пришлось сократить срок отдыха. И поэтому мы собрали советы на случай, если вас все-таки "забыли" на отдыхе. Итак, что же делать, если ваш туроператор обанкротился, а вы в это время находитесь за границей?

* Обратитесь к принимающей стороне.

* Если там вам отказывают в предоставлении бесплатных услуг, а вы остались без средств к обратному путешествию, то обращайтесь в украинское консульство. Дело в том, что по закону Украина гарантирует опеку и защиту своим гражданам, которые пребывают за пределами ее территории.

* Если вы добирались домой за свой счет, то обязательно сохраняйте все чеки и квитанции, на основании которых по приезде в Украину можно будет пытаться возместить убытки.

Стоит ли страховать ответственность?

Некоторые туристы думают, что смогут защитить свои финансы, если будут покупать тур у компании, которая страхует ответственность. Однако, как показала практика, это часто не более чем рекламная уловка.

Например, тот же печально известный News Travel обещал застраховать ответственность перед туристами в одной из компаний. Но, как оказалось, деньги туда они не перечисляли. Вскрылось это после того, как туристы стали проверять свой сертификат на сайте компании. Для этого нужно было ввести его номер, а также номер своего заграничного паспорта. Многие туристы, проделав такую операцию, увидели надпись, которая им ничего хорошего не сулила: "По состоянию на сегодня страховой платеж по страхованию ответственности вашего туристического оператора News Travel не получен".

Другими словами, деньги, которые News Travel должен был перечислить страховщикам, до тех так и не дошли.

Новости по теме: Туризм банкротство