Загрузить еще

Православная Радоница, или как не превратить поминание в "тризну викингов"

Православная Радоница, или как не превратить поминание в
Фото: Фото: god2016.su

Православные Украины отмечают 10 мая Радоницу - день поминания усопших. Этот праздник, как и многие другие, совпадает с языческим древнеславянским обычаям почитания мертвых. 

В народе этот праздник также не редко называют "гробками", "красной горкой", а всю неделю - "черной неделей". При этом в различных регионах Украины, существует масса диалектных названий и местных обычаев проводить этот праздник. 

На самом деле большая часть людей, который приходит на кладбище в этот день, мало кто знает что это за день, почему такое название и прочее. Для большинства достаточно все делать по аналогии, ведь они точно знают, что в этот день "все идут" на кладбище, там "пьют и едят". 

В древности язычники в эти весенние дни приходили на места погребений, чтобы отдать дань Радоницам - божествам, которые по мифологическим верованиям хранили души усопших. После крещение большинства восточнославянских племен, за сотни лет праздник "трансформировался", и люди стали приходить на могилы и приносить крашенные яйца и куличи. Так или иначе в раннехристианской традиции также существовали дни поминания, которые шли после пасхальной недели. Сегодня с этим днем совпадает и начало поминание усопших в православной традиции на первый вторник через неделю после Пасхи. 

Основная проблема сегодняшних православных во время дней поминания - путаница в вопросе того, что делать на кладбище. Все знают, что "надо" прийти с куличами и яйцами. Многие также берут с собой алкоголь. Поминание превращается в праздничный банкет, и весь смысл действа, с точки зрения православия, утрачивается. 

Как и в любой другой поминальный день, лучший способ почтить память покойных родственников на Радоницу - посетить литургию и раздать милостыню малоимущим.

Протодиакон Николай Лысенко и протоиерей Сергий Ющик разъяснили суть поминания усопших в первый вторник спустя неделю после Пасхи. 

- Эта традиция идти с продуктами на кладбище действительно имеет свои христианские корни. Потому что в память об умерших всегда была хорошая традиция совершать милостыню. Милостыня может быть в денежном эквиваленте. Милостыней может быть определенную одежду, которым мы делимся с бедными людьми. И милостыня может быть продуктами. Однако сегодня мы забыли о наших традициях, и вместо того, чтобы возродить милостыню в память об умерших, мы возродили тризну - языческие празднества в гробах умерших с криками, песнями, с алкоголем, что является недопустимым. Оно было допустимо для времен викингов и цивилизаций вокруг викингов. Потому что каждый, кто погиб в бою, попадал на пир к своему богу. Соответственно, если наш воин пирует, значит и мы на его могиле на земле должны совершить банкет. Мы не живем во времена викингов. Мы живем в христианизирована обществе. А христианство говорит, что продукты, с которыми мы идем на кладбище, к гробов наших умерших, это, прежде всего, милостыня для обездоленных, - цитирует священников портал Оrthodoxy.org.ua.